Примерное время чтения: 24 мин.
20 марта 2023 года был опубликован заключительный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). Шестой оценочный доклад (AR6) это — восьмилетнее исследование самого авторитетного в мире научного органа по изменению климата. Основанный на выводах 234 ученых в области физических наук об изменении климата, 270 ученых в области воздействий, адаптации и уязвимости к изменению климата и 278 ученых в области смягчения последствий изменения климата, настоящий сводный доклад МГЭИК содержит наиболее полную из научных оценок изменения климата.
На почти 8000 страницах AR6 подробно описывает последствия роста выбросов парниковых газов по всему миру: разрушение домов, потерю людьми средств к существованию и возникновение конфликтов внутри сообществ, а также иные необратимые угрозы человечеству.
Но МГЭИК всё-таки вселяет надежду. В докладе определены легкодоступные, а в некоторых случаях и высокоэффективные с точки зрения затрат действия, которые можно предпринять уже сейчас для сокращения выбросов парниковых газов, расширения масштабов удаления углерода из атмосферы и повышения устойчивости жизни общества. В то время как «окно» для решения климатического кризиса быстро закрывается, МГЭИК подтверждает, что мы все еще можем обеспечить безопасное, пригодное для жизни будущее.
1. Вызванное деятельностью человека глобальное потепление на 1,1°C привело к беспрецедентным в новейшей истории человечества изменениям климата Земли
Уже сейчас, при повышении глобальной температуры на 1,1°C, в каждом регионе мира происходят изменения, не имеющие аналогов в истории, от повышения уровня моря до более экстремальных погодных явлений и быстрого исчезновения морского льда.
Каждое повышение глобальной температуры на 0,5°C приведет к заметному увеличению частоты и показателей экстремальных температур, выпадению обильных осадков и возникновению региональных засух. Аналогичным образом волны тепла, которые в среднем возникали раз в 10 лет в климате с незначительным влиянием человека, вероятно, будут возникать в 4,1 раза чаще при потеплении на 1,5°C, в 5,6 раза при 2°C и в 9,4 раза при 4°C, при этом прогнозируется также увеличение интенсивности этих волн тепла на 1,9°C. C 2,6 °C до 5,1°C соответственно.
Повышение глобальных температур также влияет на вероятность переломных моментов в климатической системе, таких как таяние вечной мерзлоты или массовое вымирание лесов. Если потепление достигнет 2-3°C, то ледяные щиты Западной Антарктики и Гренландии неизбежно растают в течение нескольких тысяч лет, а уровень моря поднимется на несколько метров.
2. Воздействие климата на людей и экосистемы является более масштабным и серьезным, чем ожидалось, и будущие риски будут быстро возрастать с каждой долей градуса потепления
Один из самых тревожных выводов AR6 заключается в том, что неблагоприятные климатические последствия уже являются более далеко идущими и экстремальными, чем ожидалось. Около половины населения Земного шара в настоящее время сталкивается с острой нехваткой воды по крайней мере в течение одного месяца в году, в то время как более высокие температуры способствуют распространению трансмиссивных заболеваний, таких как малярия, вирус Западного Нила и болезнь Лайма. Изменение климата также замедлило повышение производительности сельского хозяйства в средних и низких широтах, при этом рост урожайности сельскохозяйственных культур в Африке с 1961 года сократился на треть. А с 2008 года экстремальные наводнения и штормы ежегодно вынуждают более 20 млн человек покидать свои дома.
Каждая доля градуса потепления усилит эти угрозы, и даже ограничение глобального повышения температуры до 1,5°C небезопасно для всех. Например, при таком уровне потепления 950 млн человек в засушливых районах мира будут страдать от нехватки воды, теплового стресса и опустынивания, в то время как доля населения планеты, подверженного наводнениям, возрастет на 24%.
Аналогичным образом, превышение температуры на 1,5°C, даже временное, приведет к гораздо более серьезным, зачастую необратимым последствиям, от вымирания местных видов до полного затопления солончаков и гибели людей от теплового стресса. Таким образом, ограничение величины и продолжительности превышения температуры на 1,5°C окажется критически важным для обеспечения безопасного, пригодного для жизни будущего, равно как и удержание потепления как можно ближе к 1,5°C или ниже. Даже если этот температурный предел будет превышен к концу столетия, необходимость стремительного ограничения выбросов парниковых газов остается неизменной.
3. Адаптационные меры могут эффективно повысить устойчивость, но для масштабирования решений требуется больше финансовых средств
Климатическая политика по меньшей мере в 170 странах предусматривает адаптацию к изменениям климата, но во многих странах этим усилиям еще предстоит перейти от планирования к реализации. Меры по повышению устойчивости по-прежнему в основном являются мелкомасштабными, реактивными и поэтапными, причем большинство из них направлено на устранение последствий или минимизацию краткосрочных рисков. Это несоответствие между сегодняшними и требуемыми уровнями адаптации сохраняется в значительной степени из-за ограниченности финансирования. По данным МГЭИК, только развивающимся странам потребуется 127 млрд долларов в год к 2030 году и 295 млрд долларов в год к 2050 году для адаптации к изменению климата. Но с 2017 по 2018 год объем средств на адаптацию составил всего от 23 до 46 млрд долларов, что составляет всего от 4% до 8% отслеживаемого финансирования борьбы с изменением климата.
В МГЭИК уверены, что при достаточной поддержке адаптационные решения могут повысить устойчивость к климатическим рискам.
Адаптация на основе экосистем, например, может помочь сообществам приспособиться к воздействиям, которые уже разрушают их жизнь и средства к существованию. Это поможет сохранить биоразнообразие, улучшить показатели здоровья, укрепить продовольственную безопасность, обеспечить экономические выгоды. Многие меры адаптации, основанные на экосистемах, включая защиту, восстановление и устойчивое управление экосистемами, а также более устойчивые методы ведения сельского хозяйства, такие как интеграция деревьев в сельскохозяйственные угодья и увеличение разнообразия сельскохозяйственных культур, сегодня могут быть реализованы при относительно низких затратах. Конструктивное сотрудничество с коренными народами и местными сообществами имеет решающее значение для успеха этого подхода, равно как и обеспечение разработки стратегий адаптации на основе экосистем с учетом того, как будущее глобальное повышение температуры повлияет на экосистемы.
4. Некоторые климатические воздействия уже настолько серьезны, что к ним невозможно адаптироваться
Во всем мире крайне уязвимые люди и экосистемы уже испытывают трудности с адаптацией к последствиям изменения климата. Для некоторых эти ограничения являются «мягкими» — эффективные меры по адаптации существуют, но экономические, политические и социальные препятствия сдерживают их реализацию. К таким препятствиям относятся отсутствие технической поддержки и недостаточное финансирование, которое не доходит до сообществ, где в нем больше всего нуждаются. Но в других регионах люди и экосистемы уже сталкиваются с “жесткими” пределами адаптации или быстро приближаются к ним: климатические воздействия глобального потепления на 1,1°C становятся настолько частыми и серьезными, что никакие существующие стратегии адаптации не помогают полностью избежать потерь и ущерба. Например, в тропиках местные сообщества лишились продовольствия из-за гибели целых систем коралловых рифов, а из-за повышения уровня моря люди были вынуждены перебираться из низменностей на возвышенности и отказываться от культурных объектов.
Независимо от того, приходится ли сталкиваться с мягкими или жесткими ограничениями адаптации, результат для уязвимых сообществ часто бывает необратимым и разрушительным. Такие потери и ущерб будут только увеличиваться по мере потепления в мире. Например, при повышении глобальной температуры более чем на 1,5°C регионы, зависящие от таяния снега и ледников, скорее всего, столкнутся с нехваткой воды. При повышении глобальной температуры на 2°C резко возрастет риск одновременных сбоев в производстве кукурузы в отдельных регионах. А при повышении глобальной температуры выше 3°C опасно высокая летняя жара будет угрожать здоровью населения в некоторых частях Южной Европы.
Необходимы срочные действия для предотвращения, минимизации и устранения этих потерь и ущерба. На КС-27 (COP27) страны сделали важный шаг вперед, согласившись создать механизмы финансирования потерь и ущерба, включая специальный фонд. Хотя это представляет собой исторический прорыв в переговорах по климату, страны теперь должны выяснить детали того, как эти механизмы финансирования, а также новый фонд будут реализованы на практике — и именно эти детали в конечном итоге определят адекватность, доступность и предсказуемость этих финансовых потоков для тех, кто переживает потерю и ущерб.
5. Глобальные выбросы парниковых газов достигнут пика до 2025 года по траекториям, ориентированным на 1,5°C
МГЭИК считает, что существует более чем 50% вероятность того, что глобальное повышение температуры достигнет или превысит 1,5°C в период с 2021 по 2040 год по изученным сценариям, и, в частности, при высоком уровне выбросов мир может достичь этого порога еще раньше — между 2018 и 2037 годами. Глобальное повышение температуры при таком углеродоемком сценарии также может увеличиться до 3,3-5,7°C к 2100 году. Чтобы представить это прогнозируемое потепление в перспективе, в последний раз глобальная температура превышала на 2,5°C доиндустриальный уровень более 3 млн лет назад.
Изменение курса на ограничение глобального потепления до 1,5°C — без превышения или с небольшим превышением — вместо этого потребует значительного сокращения выбросов парниковых газов в ближайшей перспективе. При моделировании путей, которые ограничивают глобальное потепление достижением этой цели, выбросы парниковых газов достигают пика немедленно и самое позднее до 2025 года. Затем они быстро снижаются, снизившись на 43% к 2030 году и на 60% к 2035 году по сравнению с уровнями 2019 года.
Несмотря на то, что есть некоторые положительные моменты — например, ежегодные темпы роста выбросов парниковых газов замедлились в среднем с 2,1% в год в период с 2000 по 2009 год, до 1,3% в год в период с 2010 по 2019 год — глобальный прогресс в смягчении последствий изменения климата по-прежнему отстает. Выбросы парниковых газов неуклонно росли в течение последнего десятилетия, достигнув в 2019 году 59 гигатонн эквивалента диоксида углерода (GtCO2e) — примерно на 12% больше, чем в 2010 году, и на 54% больше, чем в 1990 году.
Даже если страны выполнят свои обязательства по климату (также известные как определяемые на национальном уровне взносы или NDC), исследование WRI показывает, что к 2030 году они сократят выбросы парниковых газов всего на 7% по сравнению с уровнями 2019 года, в отличие от 43%, необходимых для ограничения повышения глобальной температуры до 1,5°C. И хотя часть стран представила новые или усовершенствованные NDC, более поздний анализ, учитывающий эти материалы, показывает, что эти обязательства в совокупности все еще недостаточны для устранения этого разрыва в выбросах.
6. Мир должен быстро отказаться от сжигания ископаемого топлива — причины климатического кризиса номер один
При сценариях, ограничивающих глобальное потепление до 1,5°C без превышения или с небольшим превышением, может быть выброшено всего 510 Гт CO2, прежде чем выбросы углекислого газа достигнут чистого нуля в начале 2050-х годов. Тем не менее, будущие выбросы углекислого газа только от существующей и планируемой инфраструктуры, использующей ископаемое топливо, могут превысить этот предел на 340 Гт СО2, достигнув 850 Гт СО2.
Сочетание стратегий может помочь избежать ограничения этих выбросов, включая вывод из эксплуатации существующей инфраструктуры, работающей на ископаемом топливе, отмену новых проектов, модернизацию электростанций, работающих на ископаемом топливе, с использованием технологий улавливания и хранения углерода (УХУ) и расширение использования возобновляемых источников энергии (например, солнечной энергии и ветра, которые во многих регионах уже сейчас дешевле ископаемого топлива).
При сценариях, которые ограничивают потепление до 1,5°C без превышения или с небольшим превышением, например, глобальное потребление угля сократится на 95% к 2050 году, нефти — примерно на 60%, а газа — примерно на 45%. Эти цифры предполагают значительное использование технологий борьбы с выбросами, таких как улавливание и хранение углерода.
Хотя угольные электростанции начинают выводиться из эксплуатации по всей Европе и в США, некоторые многосторонние банки развития продолжают инвестировать в новые угольные мощности. Неспособность изменить курс чревата потерей активов стоимостью в триллионы долларов.
7. Мы также нуждаемся в срочных общесистемных преобразованиях, чтобы обеспечить безуглеродное, устойчивое к изменению климата будущее
В то время как ископаемое топливо является источником выбросов парниковых газов номер один, для борьбы с климатическим кризисом необходимо глубокое сокращение выбросов во всем обществе. Производство электроэнергии, здания, промышленность и транспорт ответственны почти за 80% глобальных выбросов, в то время как остальная часть приходится на сельское хозяйство, лесоводство и другие виды землепользования.
Возьмем, к примеру, транспортную систему. Резкое сокращение выбросов потребует изменения городского планирования, чтобы свести к минимуму потребность в поездках, а также развития совместного общественного и немоторного транспорта (автобусы, поезда, велосипеды). Также трансформация повлечет рост числа частных электромобилей, коммерческих электромобилей и электробусов в сочетании с широкомасштабным внедрением инфраструктуры быстрой зарядки, инвестициями в топливо с нулевым содержанием углерода для судоходства и авиации и многое другое.
Проектирование инфраструктуры — например, перераспределение уличного пространства для тротуаров или велосипедных дорожек — может помочь людям перейти к образу жизни с низким уровнем выбросов СО2. Сведение к минимуму количества пассажирских транспортных средств на дороге не только снизит загрязнение воздуха, но и сократит количество дорожно-транспортных происшествий и смертей, связанных с ними.
Преобразующие адаптационные меры также имеют решающее значение для обеспечения более процветающего будущего. МГЭИК подчеркивает важность обеспечения того, чтобы адаптационные меры стимулировали системные изменения, охватывали все секторы и равномерно распределялись по регионам, подверженным риску.
8. Удаление углерода в настоящее время необходимо для ограничения повышения глобальной температуры до 1,5°C
Глубокой декарбонизации во всех системах при одновременном повышении устойчивости будет недостаточно для достижения глобальных климатических целей. МГЭИК считает, что все сценарии, которые ограничивают повышение глобальной температуры до 1,5°C — без превышения или с ограниченным превышением — зависят от удаления углерода. Эти подходы рассматривают как естественные решения, такие как улавливание и хранение углерода в деревьях и почве, так и более новые технологии, которые извлекают углекислый газ непосредственно из воздуха.
Требуемый объем удаления углерода зависит от того, насколько быстро мы сократим выбросы парниковых газов в других системах и в какой степени будут достигнуты целевые показатели в области климата, при этом оценки варьируются от 5 до 16 Гт СО2 в год, необходимых к середине столетия.
Все подходы к удалению углерода имеют свои достоинства и недостатки. Например, лесовосстановление представляет собой легкодоступную, относительно недорогостоящую стратегию, которая при надлежащем осуществлении может принести широкий спектр выгод местным общинам. Тем не менее, углерод, хранящийся в этих экосистемах, также уязвим к таким нарушениям, как лесные пожары, частота и серьезность которых могут возрасти при потеплении. И хотя такие технологии, как биоэнергетика с улавливанием и хранением углерода (BECCS), выглядят как более надежное и долговременное решение, такие подходы всё же сопряжены с риском вытеснения пахотных земель и, таким образом, угрожают продовольственной безопасности.
9. Финансирование борьбы с изменением климата как для смягчения последствий, так и для адаптации к ним должно резко увеличиться в этом десятилетии
МГЭИК считает, что государственные и частные финансовые потоки на ископаемое топливо сегодня намного превосходят те, которые направляются на смягчение последствий изменения климата и адаптацию к нему. Хотя ежегодное государственное и частное финансирование борьбы с изменением климата увеличилось более чем на 60% со времени пятого оценочного доклада МГЭИК (2014 год), для достижения глобальных целей в области изменения климата по-прежнему требуется гораздо больше вложений. Например, только для достижения целей по смягчению последствий к 2030 году финансирование борьбы с изменением климата должно будет увеличиться в 3-6 раз.
Этот разрыв наиболее велик в развивающихся странах, особенно в тех, которые уже борются с долгами, низкими кредитными рейтингами и экономическим бременем, связанным с пандемией COVID-19. Например, недавние инвестиции в смягчение последствий должны увеличиться по меньшей мере в шесть раз в Юго-Восточной Азии и развивающихся странах Тихоокеанского региона, в пять раз в Африке и в четырнадцать раз на Ближнем Востоке к 2030 году, чтобы удержать глобальное потепление ниже 2°C. И во всех секторах этот дефицит наиболее заметен в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и других видах землепользования, где недавние финансовые потоки в 10-31 раз ниже того, что требуется для достижения целей Парижского соглашения.
Финансирование адаптации, а также потери и ущерба, также должны будут резко возрасти. Развивающимся странам, например, к 2030 году потребуется 127 миллиардов долларов в год, а к 2050 году — 295 миллиардов долларов в год. Хотя AR6 не оценивает потребности стран в финансировании для предотвращения, минимизации и устранения потерь и ущербов, последние оценки предполагают, что они будут существенными в ближайшие десятилетия. Текущие средства для обоих проектов значительно ниже предполагаемых потребностей, при этом, по самым высоким оценкам, общий объем финансирования адаптации составляет менее 50 млрд долларов в год.
10. Изменение климата — а также наши коллективные усилия по адаптации к нему и смягчению его последствий — усугубят неравенство, если мы не сможем обеспечить справедливый переход
Домохозяйства с доходами, входящими в топ-10 процентов в мире, выделяют свыше 45% мировых выбросов парниковых газов, в то время как на семьи, зарабатывающие в нижних 50 процентах, приходится не больше 15% выбросов. Однако последствия изменения климата уже сейчас сильнее всего сказываются — и будут продолжать сказываться — на более бедных, исторически маргинализированных сообществах.
Сегодня 3,3-3,6 млрд человек живут в странах, крайне уязвимых к климатическим воздействиям, причем самые быстро нагревающиеся точки сосредоточены в Арктике, Центральной и Южной Америке, Южной Азии, большей части Африки к югу от Сахары и на малых островных развивающихся государствах. Во многих странах этих регионов конфликты, существующее неравенство и проблемы в области развития (например, бедность и ограниченный доступ к ресурсам первой необходимости, таким как чистая вода) не только повышают чувствительность к климатическим опасностям, но и ограничивают способность общин адаптироваться. Например, смертность от штормов, наводнений и засух в период с 2010 по 2020 год в странах с высокой уязвимостью к изменению климата была в 15 раз выше, чем в странах с очень низкой уязвимостью.
В то же время усилия по смягчению последствий изменения климата также сопряжены с риском разрушительных изменений и усугубления неравенства. Например, вывод из эксплуатации угольных электростанций может привести к перемещению работников, нанести ущерб местной экономике и изменить социальную структуру сообществ, в то время как ненадлежащим образом предпринятые усилия по прекращению обезлесения могут привести к росту бедности и усилению продовольственной безопасности.
МГЭИК определяет ряд мер, которые могут поддержать справедливый переход и помочь гарантировать, что никто не останется в стороне по мере продвижения мира к будущему с нулевыми выбросами и устойчивостью к изменению климата. Например, изменение конфигурации программ социальной защиты (например, денежных переводов, программ общественных работ и систем социальной защиты) с учетом адаптации может снизить уязвимость сообществ к широкому спектру будущих воздействий климата, одновременно укрепляя справедливость и равноправие. Такие программы особенно эффективны в сочетании с усилиями по расширению доступа к инфраструктуре и базовым услугам.
Аналогичным образом, директивные органы могут разрабатывать стратегии смягчения последствий, чтобы лучше распределять затраты и выгоды от сокращения выбросов парниковых газов. Правительства могут объединить усилия по поэтапному отказу от производства электроэнергии на угле, например, с субсидируемыми программами профессиональной переподготовки, которые поддерживают работников в развитии навыков, необходимых для получения новых высококачественных рабочих мест. Или, в другом примере, чиновники могут сочетать политические мероприятия, направленные на расширение доступа к общественному транспорту, с мероприятиями по улучшению доступа к близлежащему доступному жилью.
В рамках мер по смягчению последствий от изменения климата и по адаптации к ним главную роль будут играть инклюзивные, прозрачные и основанные на широком участии процессы принятия решений. Более конкретно эти форумы могут помочь укрепить общественное доверие, углубить общественную поддержку действий по преобразованию климата и избежать непреднамеренных последствий.
AR6 МГЭИК ясно показывает, что риски бездействия в отношении климата огромны, и предстоящий путь требует изменений в невиданных ранее масштабах. Однако этот отчет также служит напоминанием о том, что у нас никогда не было больше информации о серьезности климатической чрезвычайной ситуации и ее каскадных последствиях — или о том, что необходимо сделать для снижения усиливающихся рисков.
Ограничение повышения глобальной температуры до 1,5°C все еще возможно, но только в том случае, если мы будем действовать немедленно. Как ясно дает понять МГЭИК, миру необходимо достичь максимального уровня выбросов парниковых газов самое позднее до 2025 года, сократить выбросы парниковых газов почти вдвое к 2030 году и достичь чистого нуля выбросов CO2 примерно к середине столетия, одновременно обеспечивая справедливый переход. Нам также потребуется комплексный подход, чтобы гарантировать, что сообщества, испытывающие все более пагубные последствия климатического кризиса, будут располагать ресурсами, необходимыми им для адаптации к этому новому миру. Правительства, частный сектор, гражданское общество и отдельные лица — все мы должны приложить усилия, чтобы сохранить в поле зрения будущее, к которому мы стремимся. Узкое окно возможностей все еще открыто, но нельзя терять ни секунды.