Это первый текст, в котором вводится понятие будущих поколений и провозглашаются принципы сохранения, в соответствии с которыми следует руководствоваться и оценивать любое действие человека, влияющее на природу. Данный принцип направлен на защиту диких, а также домашних видов и закрепляет необходимость поддерживать, управлять и восстанавливать среду обитания и природные ресурсы, используемые людьми, «без ущерба для целостности других экосистем». Это первый в мире документ, определяющий уровень потребности в восстановлении деградированных человеком территорий.
Ратификации, утверждению или принятию не подлежит.
Декларацией провозглашены основные принципы, которые вдохновят народы мира и послужат им руководством в деле сохранения и улучшения окружающей человека среды.
Ратификации, утверждению или принятию не подлежит.
Декларация Рио — основополагающий политический документ Конференции, содержащий генеральные принципы и обязательства по взаимодействию государств в экологической и экономической областях, способствующий устойчивому развитию. Имеется 27 основных принципов, среди них: право на развитие; принцип «виновник загрязнения платит»; «предупредительный принцип»; разделяемой, но дифференцируемой ответственности и др.
В Декларации Рио определяются цели, для которых эти принципы провозглашаются. Основные из них — налаживание нового и равноправного сотрудничества в масштабах всего мира путем установления новых уровней сотрудничества между государствами и народами; определение перспектив развития международного права окружающей среды; развитие национального законодательства в области окружающей среды и установление мер, которые могут быть наиболее полезными для поддержания благоприятного состояния окружающей среды и ее восстановления.
Ратификации, утверждению или принятию не подлежит.
В Декларации подчеркивается ключевое значение устойчивого развития и определяются пути реализации его актуальных задач. Были взяты обязательства с определенными сроками и целевыми показателями. Отдельно рассматривались особые потребности стран Африки и малых островных развивающихся государств, при этом более пристальное внимание было уделено проблемам, касающимся устойчивой структуры производства и потребления, энергетики и горнодобывающей отрасли.
Ратификации, утверждению или принятию не подлежит.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
В этой связи Конституции Российской Федерации принадлежит исключительное место среди нормативных правовых актов, регулирующих природопользование и охрану окружающей среды. В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.
Водный кодекс Российской Федерации составляет важную часть водного законодательства, которое регулирует отношения по использованию и охране водных объектов.
Нормы, регулирующие водные отношения и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Водному кодексу Российской Федерации.
Гражданский кодекс РФ предусматривает гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
Главой 59 Гражданского кодекса РФ регулируются отношения, связанные с привлечением виновных лиц к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный окружающей среде.
Земельный кодекс Российской Федерации является нормативным правовым актом, который регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Нормы, регулирующие земельные отношения и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации.
Главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Лесной кодекс Российской Федерации является основным нормативным правовым актом, который регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Уголовная ответственность за экологические преступления установлена в главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации
Настоящий Федеральный закон:
— определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
— регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к континентальному шельфу Российской Федерации и деятельности на нем, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к континентальному шельфу Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее — углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, а также содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730.
Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утв. Приказом Минсельхоза России от 31.03.2020 № 167.
Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87.
Методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, утв. Приказом Минприроды России от 28.01.2021 № 59 (не распространяется (п.5) на случаи исчисления размера вреда, причиненного состоянию атмосферного воздуха выбросами радиоактивных веществ, и не применяется (п.7) при исчислении размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды до ее принятия (16.02.2021).
Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 564.
Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод, утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 11.02.1998 № 81.
Методика исчисления размера, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (не применятся (п. 3) в случае загрязнения почв радиоактивными веществами, и в случае захламления почв радиоактивными отходами, биологическими отходами, медицинскими отходами, а также не распространяется на случаи самовольного снятия, уничтожения или порчи почв в лесах).
Постановление устанавливаются правила проверки инвестиционных проектов и объектов, которые должны реализовать победители крабовых аукционов, получивших доли квот.
Документ также устанавливает полномочия федеральных органов исполнительной власти при проверке построенного объекта инвестиций на его соответствие установленным Правительством требованиям.
Проверку проектов по строительству среднетоннажного краболовного судна длиной свыше 50 метров осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, логистического комплекса – Федеральное агентство по рыболовству.
«С 1 сентября 2024 года объекты НВОС IV – самой низкой категории – не будут ставиться на государственный учёт, так как они оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду.»
Новыми правилами определятся пользователи геологической информации, способы ее предоставления и получения, перечень сведений, указываемых в заявке заинтересованного лица, порядок оформления запросов и прочее. Предусматривается, что плата за предоставление геологической информации не взимается.
Изменениями урегулированы вопросы использования лесов для изыскательской деятельности.
Лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, будет предоставляться в аренду, или в отношении него может быть установлен сервитут, публичный сервитут. Договор аренды лесного участка можно будет заключать на срок до 1 года.
Будет возможно использование лесов без предоставления лесного участка, установления сервитута, если изыскательская деятельность не повлечет за собой проведение рубок лесных насаждений, на основании разрешений органов госвласти, местного самоуправления.
Допускается возведение некапитальных строений, сооружений.
С сентября 2024 года постановке на государственный учет не подлежат объекты IV категории.
Методика применяется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования для определения размера платежа в случае неисполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, требований, установленных пунктами 3 и (или) 4 статьи 56.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Эксплуатирующая организация обязана направить в Росприроднадзор план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Этого не требуется, если план является составной частью проектной документации, разработка которой предусмотрена законодательством о недрах или о градостроительной деятельности и на которую получено заключение экологической экспертизы.
План можно отправить через Госуслуги. Он считается согласованным, если в течение 16 рабочих дней Росприроднадзор не направил решения о согласовании или замечаний. Запись об этом вносится в реестр согласованных планов.
Обновляется Порядок осуществления производственного охотничьего контроля. Признается утратившим силу Приказ Минприроды России от 9 января 2014 г. N 6, которым утвержден аналогичный порядок.
Постановление разработано в рамках реализации норм «Усольского закона», предусматривающего ответственность за ликвидацию накопленного экологического вреда.
Утверждаются правила проведения проверки сметной стоимости мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта. Проверка проводится одновременно с государственной экологической экспертизой соответствующего плана мероприятий. Осуществляет проверку Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия, подведомственный Росприроднадзору.
В Федеральный закон «О биологической безопасности в Российской Федерации» вносится изменение, согласно которому Правительство Российской Федерации наделяется полномочием по установлению порядка формирования и ведения реестра продукции (товаров), необходимой для обеспечения биологической безопасности населения и организации оказания медицинской помощи населению, а также порядка формирования и ведения реестра предприятий, имеющих резерв мощностей для производства указанной продукции (товаров).
Внесены изменения в порядок заключения и расторжения договоров пользования рыболовными участками.
В частности, установлены обязательные требования для лиц, которые заключили договоры пользования рыболовным участком на новый срок, определены условия, при наличии которых лица с действующими договорами пользования рыболовных участков смогут заключить новые договоры без проведения торгов, установлены порядок проведения аукционов в электронной форме и порядок проведения конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком, установлен порядок ведения реестра недобросовестных участников этих аукционов, определен порядок осуществления производственного контроля в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Приказом уточняются нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов.
Постановление определяет порядок и форму предоставления в Федеральное агентство по рыболовству о соблюдении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем особого условия договора о ежегодном производстве на построенном заводе в течение двух лет подряд рыбной продукции в объеме, эквивалентном 60% от объема квот пользователей.
Также Постановлением определяются правила расчета объема производства рыбной продукции с целью соблюдения особого условия договора.
Документ разработан с целью обеспечения развития рыбоперерабатывающих производственных мощностей, построенных на территории прибрежных субъектов Российской Федерации, а также ухода от сырьевой направленности к увеличению объемов производства продукции глубокой переработки. Эта мера позволит повысить привлекательность и конкурентоспособность отечественной рыбопродукции на внутреннем и мировом рынках.
Уточнено, что лесная декларация может быть подписана не только УКЭП, но и простой или неквалифицированной электронной подписью. Срок проверки лесной декларации уполномоченным органом на соответствие форме и содержанию сокращен с 5 до 4 рабочих дней, а в отношении лесов на землях обороны и безопасности — с 9 до 8.
Изменен срок ежегодного предоставления отчета о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов в адрес территориальных органов Росприроднадзора с 15 января на 15 июня года, следующего за отчетным.
Закон устанавливает требования по оснащению системами автоматического контроля источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ на квотируемых объектах.
Законом, в частности: исключена возможность проведения предприятиями, осуществляющими хозяйственную деятельность на квотируемых объектах, компенсационных мероприятий на таких объектах в случае невозможности достижения квот выбросов в установленные сроки; установлена обязанность по оснащению системами автоматического контроля стационарных источников выбросов, расположенных на квотируемых объектах, отнесенных к объектам I и II категорий, с учетом особенностей создания и эксплуатации систем автоматического контроля на квотируемых объектах, определяемых Правительством РФ; определен порядок дооснащения уже созданных систем автоматического контроля выбросов в рамках проведения эксперимента по квотированию выбросов; закреплены сроки оснащения системами автоматического контроля стационарных источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ: до 31 декабря 2025 года в 12 городах — участниках эксперимента по квотированию выбросов; в течение двух лет и шести месяцев после утверждения перечня квотируемых объектов для территорий, дополнительно включаемых в эксперимент.
Устанавливается, что доведение информации о применении пестицидов до лиц, указанных в части 2 статьи 16 Закона «О пчеловодстве в Российской Федерации», обеспечивается не ранее чем за 10 дней и не позднее чем за 5 дней до их применения (в настоящее время — не позднее чем за 3 дня до проведения работ по их применению).
Уточняются сведения, которые должна содержать информация о применении пестицидов.
Дополняется информация, которая должна содержаться в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов.
Предусмотрено, что осуществление добычи (вылова) морских млекопитающих допускается в случае, если рыболовство в отношении их не запрещено или не ограничено в соответствии с Законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Добыча (вылов) морских млекопитающих в учебных и культурно-просветительских целях осуществляется на основании предусмотренного статьей 33.2 указанного закона решения о предоставлении морских млекопитающих в пользование для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях, принимаемого в соответствии с решением комиссии, создаваемой Правительством.
Определены сведения, которые будут содержатся в публичных лесных картах.
Установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление регулируемыми организациями в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчета о выбросах парниковых газов либо представление в указанном отчете заведомо недостоверной информации.
Одновременно Федеральным законом устанавливаются предельный размер административного штрафа за данное правонарушение и срок давности, составляющий один год со дня его совершения.