Примерное время чтения: 5 мин.
Одним из самых распространенных нарушений земельного законодательства является захламление земель несвойственными ей предметами: мусором и твердыми коммунальными отходами. Часто в населенных пунктах обнаруживают незаконное размещение отходов строительства и сноса, порубочных остатков и т.п. Так, только за первое полугодие в Москве инспекторами было зафиксировано 620 очагов захламлений на общей площади 20 100 кв.м.
Также наиболее часто встречаются случаи отсыпки участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, строительными отходами для дальнейшего строительства, однако, осуществление подобных действий зачастую противоречит требованиям законодательства. Казалось бы, просто отходы на земле. Но в результате таких действий происходит физическое захламление земель, уплотнение плодородного слоя почвы, нарушается воздушная и водная проницаемость почв. Получается, что захламление земельных участков отходами производства и потребления причиняет ущерб почве как объекту охрану окружающей среды.
Согласно специальной литературе, захламление земель — это размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.).
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (cт. 12) запрещает размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Cтатьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
За невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, для собственников и пользователей земельных участков предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа.
Таким образом, размещение отходов производства и потребления возможно только на земельных участках, имеющих соответствующее целевое назначение и вид разрешенного использования. Размещение отходов производства и потребления на иных земельных участках недопустимо.
В случае, если на земельные участки, имеющие вид разрешенного использования и целевое назначение, отличное от пригодных для размещения отходов, осуществляется выгрузка отходов с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин (например, для отсыпки земельного участка с целью дальнейшего возведения капитального объекта), такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ.
Кроме того, статьей 76 Земельного Кодекса РФ, статьей 78 ФЗ от 10 января 2002 года № 7 «Об охране окружающей среды», Приказом Минприроды РФ от 8 июля 2010 года № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» предусмотрена обязанность правонарушителя по возмещению в полном объеме вреда, причиненного в результате совершения им земельных правонарушений добровольно либо по решению суда. В случае причинения такого ущерба, уполномоченными органами рассчитывается причиненный ущерб и взыскивается с виновных лиц в судебном порядке.
При определении размера вреда в результате захламления и перекрытия поверхности почв требуется, в частности, установить площадь участка почвы, класс опасности отходов, массу отходов, категорию земель и приуроченность участка почв к видам лесорастительных зон, с учетом указанного не требуется проведения дополнительного исследования вопросов о глубине загрязнения почвы и о видах загрязняющих веществ, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ.
При этом иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение двадцати лет.