Примерное время чтения: 6 мин.
Нефть является важным природным ресурсом, который задействован почти во всех видах промышленности. Из производных нефти изготавливают топливо и различные синтетические материалы. Также из нефтепродуктов получают средства бытовой химии, одежду, косметику и даже лекарственные средства.
Однако, несмотря на множество положительных свойств и качеств нефти, есть и существенные недостатки. Нефтепродукты относятся к 1 классу опасности, они крайне токсичны и пожароопасны. Некорректное хранение, транспортирование и использование нефти и нефтепродуктов может послужить причиной утечек и разливов, что может привести к негативным экологическим последствиям.
По данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году», на территории Российской Федерации на магистральных трубопроводах было зарегистрировано 26311 порывов, что в 2,6 раза больше, чем в 2021 году. Из указанных порывов 12985 случаев были зафиксированы на нефтепроводах, 94% случаев произошли из-за коррозии. Всего за 2022 год из-за порывов нефтепроводов было потеряно 159,9 тысяч тонн нефти с материальным ущербом в 110 485,929 тысяч руб.
Рис 1. Динамика случаев порыва промысловых нефтепроводов, 2013-2022 гг., ед.
В целях минимизации опасности разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, имеющих свыше трех тонн нефтепродуктов на сухопутной части территории Российской Федерации или более 0,5 тонн нефти и нефтепродуктов, расположенных (эксплуатируемых) на поверхностных водных объектах, включая их водоохранные зоны, необходимо разработать и ввести в действие планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН), а также провести комплексные учения согласно разработанному плану. Исключение составляют стационарные автозаправочные станции, оборудованные наземными резервуарами общей вместимостью не более 100 тонн нефтепродуктов и (или) подземными резервуарами, а также специальные транспортные средства, предназначенные для перевозки нефти и заправки нефтепродуктами (данное исключение вступает в силу с 1 сентября 2024 года).
Требования к содержанию планов, критерии объектов и порядок проведения комплексных учений установлены в Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившим в силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Создание и утверждение ПЛАРНа проводится в несколько этапов:
Ранее полномочия по согласованию ПЛАРН были возложены на МЧС России, сегодня эту функцию выполняет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы.
На основе анализа предприятий, которые уже согласовали ПЛАРН, были выделены самые популярные замечания от Росприроднадзора:
При соблюдении данных замечаний вероятность прохождения согласования с первого раза увеличивается.
С 1 сентября 2024 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2023 года № 2122 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2451», в котором дополняется информация о критериях определения объектов, которым необходим ПЛАРН, а также уточнена информация, что не требуется согласование ПЛАРНа в случае, если план является составной частью проектной документации, разработка которой предусмотрена законодательством о недрах или о градостроительной деятельности и на которую получено заключение экологической экспертизы.
Подать документы на получение государственной услуги по согласованию с Росприроднадзором Плана можно посредством использования единого портала государственных услуг (ЕПГУ) или в бумажном виде. Срок рассмотрения составляет 18 рабочих дней посредством ЕПГУ (с 1 сентября 2024 года срок составит 16 рабочих дней) и 20 рабочих дней при поступлении документов на бумажном носителе.