Примерное время чтения: 6 мин.
В 1989 году на трубе продуктопровода Сибирь-Урал-Поволжье образовалась узкая щель длиной 1,7 м, и на протяжении 20-25 дней из нее происходила утечка широких фракций лёгких углеводородов. В ночь на 4 июня погодные условия спровоцировали скопление газа в низине, по которой в 900 м от трубопровода проходила Транссибирская магистраль. В 19:03 из Челябинска по направлению в Адлер вышел скорый поезд № 211. Спустя 5 часов из Уфы отправился скорый поезд «Адлер—Новосибирск» под номером 212.
В момент встречи двух пассажирских поездов на 1710-м километре Транссибирской магистрали, неподалеку от города Аша произошёл взрыв облака скопленного газа мощностью до 12 килотонн тринитротолуола. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Было разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи. По сей день данное происшествие считается самым крупным по количеству ожоговых больных в истории современной России. Погибли 573 человек (по другим данным 645), 181 из них — дети, были ранены более 600, 623 стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения. Эта крупнейшая в истории СССР и современной России железнодорожная катастрофа получила название «Ашинская трагедия» или «Трагедия под Уфой»…
Источник фото: ВДПО
Нефть, газ, мазут, бензин и прочие легко воспламеняемые жидкости, как правило, доставляются по магистральным трубопроводам. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) на 2021 год общая протяженность магистральных трубопроводов составляет более 256 тысяч км, из которых:
На магистральных и промысловых трубопроводах ежегодно происходят десятки крупных аварий, а количество мелких аварий на трубопроводах исчисляется несколькими десятками тысяч: с 1983 по 1987 год их было 0,25 на 1000 км, в 1990 году — 0,27 на 1000 км.
По официальным данным Госгортехнадзора, в 1994 году было зарегистрировано 20 тысяч порывов нефтепроводов и газопроводов, в 1995 году — 24 тысячи. В 2009 году количество порывов трубопроводов составило примерно 26 тысяч, в 2010 году — 28 тысяч, а в 2011 году — примерно 24 тысячи.
Причинами аварий могут быть и банальная коррозия оборудования, и плохое качество сварных швов, и даже стихийные бедствия. Так, в 2012 году трубопроводы в штате Нью-Джерси подверглись атаке урагана «Сэнди», что привело к возникновению более 1600 случаев разгерметизации трубопровода. Все утечки были взяты под контроль, и никто не пострадал, но компания-оператор понесла значительные убытки и обанкротилась, оставив почти 28 тысяч человек без подачи газа.
Другой причиной аварий является старость. Так, в 2011 году, в городе Аллентаун взорвался газопровод. Погибло 5 человек, было уничтожено почти пятьдесят домов. Причиной был названо превышение срока эксплуатации — газопровод был изготовлен из чугунных труб в 1928 году.
Не исключен и человеческий фактор. 5 декабря 2014 года в пустыне Арава произошла самая крупная авария за всю историю Израиля. Из-за неосторожного проведения ремонтных работ был поврежден трубопровод, из которого вылилось около 3 тысячи тонн нефти. В результате аварии сильно пострадали природоохранные зоны в области загрязнения. Ученые утверждают, что на восстановление окружающей среды загрязненного района потребуется много лет.
Количество вышедшего из трубопровода продукта определяется типом разгерметизации трубопровода, из которых «свищ» — наиболее малое отверстие разгерметизации, а «гильотинный разрыв» — наиболее большое. Первоначально кажется, что чем меньше отверстие, то тем меньше транспортируемого продукта выйдет из трубопровода и тем меньше образуется загрязненный участок. Однако это ошибочное предположение, так как не учитывается величина интервала времени от момента разгерметизации до момента её обнаружения. Чем больше порыв, тем легче его обнаружить.
Сегодня трубопроводные системы стали стратегическими транспортными инфраструктурами в большинстве стран. А для такой страны как Россия, с ее суровым климатом и гигантскими расстояниями, нефте- и газопроводы являются ключевым элементом в обеспечении внутренней и внешней безопасности. Будущее трубопроводных систем представляется одновременно ярким и сложным. Они будут продолжать нести на себе основной груз по обеспечению растущего населения энергией, но к требованиям надежности и безопасности нельзя относится легкомысленно, отдавая отчет о рисках, которые они несут.