Примерное время чтения: 4 мин.
Для предотвращения ухудшения качества земель и восстановления их состояния, обеспечивающего пригодность для использования по целевому назначению, российское экологическое законодательство оперирует таким правовым инструментом как рекультивация земель.
Правилами проведения рекультивации и консервации земель (Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800) определено, что «рекультивация земель» — это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Говоря о «рекультивации земель», необходимо понимать, что ей подлежат любые земли, качество которых ухудшено до непригодного состояния. При этом не важно, какие именно процессы к этому привели: химическое, биологическое или радиоактивное загрязнение, засоление, захламление отходами или что-либо еще.
Земельный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395 — «О недрах»;
Федеральный закон РФ от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»;
ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы(ССОП). Рекультивация земель. Термины и определения»;
Земельным кодеком Российской Федерации предусмотрено, что лица, использующие земельные участки, обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Указанный вид работ выполняется по шести основным направлениям: сельскохозяйственное, лесохозяйственное, санитарно-гигиеническое, водохозяйственное, рекреационное и строительное.
В соответствии со ст.74 Земельного кодекса Российской Федерации лица, виновные в совершении земельных нарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством, а также могут быть лишены права пользования землей. Привлечение виновного в совершении земельных правонарушений к уголовной и административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные нарушения и возместить причиненный ими вред. При этом допускаются две формы такого возмещения: в денежном эквиваленте и в натуре в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В связи с этим при привлечении к гражданско-правовой ответственности с целью возмещения убытков, причинённых земельными правонарушениями, необходимо не только точно установить размер нанесённого вреда для возмещения его в полном объёме, но и избрать наиболее оптимальную форму его возмещения.
Также стоит отметить, что в определении Конституционного Суда РФ разъяснено, что рекультивация не позволяет возместить вред, причиненный окружающей среде, в полном объеме, поэтому рекультивация лишь устраняет конкретные последствия причинения вреда, но не способна восстановить экосистему в целом. При этом рекультивационные мероприятия позволяют устранить лишь поверхностное загрязнение земель. Однако стоимость рекультивационных мероприятий не тождественна стоимости всех работ, которые позволят привести окружающую среду в первоначальное состояние, существовавшее до загрязнения. Так, в размер полного ущерба, кроме стоимости рекультивационных мероприятий, необходимо включать те потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы, что, в свою очередь, может быть обусловлено такой особенностью окружающей среды, как появление негативных последствий спустя значительное количество времени после причинения вреда.