Примерное время чтения: 6 мин.
В эпоху активной экологизации промышленности и внимания, уделяемого вопросам устойчивого развития, компании во всем мире сталкиваются с необходимостью проведения экологических проверок. Этот процесс служит для определения соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды (ОС) и степени соответствия деятельности предприятия стандартам и нормам экологической безопасности.
В России проверкой соблюдения экологических требований занимаются специальные ведомства: Росприроднадзор и региональные органы исполнительной власти (министерства, департаменты, комитеты и т.д.). Чтобы определить поднадзорность предприятия можно обратиться к Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)». Оно устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора).
Проверка соблюдения требований экологического законодательства может быть плановой и внеплановой. Плановые процедуры организуются с периодичностью, установленной законодательством РФ. Они проводятся не чаще одного раза в два года, подразумевают комплексное изучение объекта. Проведению планового мероприятия предшествует отправка соответствующего уведомления руководителю или ответственному лицу, курирующему работу с инспекцией.
Внеплановые проверки не привязаны к графику, а организуются по одной из причин:
Срок проведения экологической проверки составляет не более 20 рабочих дней. При необходимости в дополнительных исследованиях и испытаниях возможно продление проверочных операций на аналогичный период. В последнем случае потребуется соответствующий приказ, оформленный руководителем регионального подразделения надзорной службы.
Любая проверка может проводиться только при наличии документа, дающего соответствующее основание экологическому контролю. Таким документом считается распоряжение или приказ органа экологического контроля. В нем должны быть четко указаны цели, задачи, предмет проверки и правовые основания для ее проведения. Заверенная печатью копия распоряжения должна быть передана лицам, уполномоченным заниматься экологическими вопросами на предприятии.
По результатам проведенной проверки, госинспектор должен составить соответствующий акт в двух экземплярах, к которому прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии. По выявленным нарушениям природоохранного законодательства инспектор госнадзора выдает руководителю предприятия предписание или распоряжение об их устранении.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле уполномоченного органа государственного экологического контроля.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2023 № 2140 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022г. № 336» продлен действующий мораторий на внеплановые проверки бизнеса до конца 2024 года. Решение принято по поручению Президента России. Исключение, как и в 2023 году, будет сделано для объектов, отнесённых к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, для проверок, которые проводятся контрольными органами в случае угрозы жизни и здоровью граждан, безопасности страны, а также на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований.
К объектам чрезвычайно высокого и высокого риска относятся социальные, промышленные объекты, отдельные виды деятельности, имеющие максимальный или близкий к нему уровень риска причинения вреда в соответствующей сфере.