Примерное время чтения: 7 мин.
Загрязнение воздуха может привести к изменению климата, разрушению экосистем и потере биологического разнообразия. Для человека загрязнение атмосферного воздуха имеет серьезные негативные последствия, вызывая респираторные, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Поэтому охрана атмосферного воздуха является приоритетом защиты жизни и здоровья человека, а также будущих поколений.
Правовое государственное управление в области охраны атмосферного воздуха в Российской Федерации осуществляется на основе ряда законодательных актов и нормативных документов, среди которых основополагающими документами являются:
- Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определяет основные принципы и направления государственной политики в области охраны атмосферного воздуха, устанавливает требования к выбросам вредных веществ в атмосферу, а также регулирует вопросы контроля и надзора в этой области.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2028 № 731 «О нормативах допустимых выбросов радиоактивных веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ» устанавливает нормативы выбросов радиоактивных веществ в атмосферу.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 2909-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды». Этот перечень необходим для нормирования выбросов загрязняющих веществ, а также для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
- Приказ Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» устанавливает нормативы выбросов вредных веществ в атмосферу для стационарных источников загрязнения.
- Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
- Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения инвентаризации».
Управление в области охраны атмосферного воздуха в Российской Федерации осуществляют следующие органы власти:
- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации на уровне выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны атмосферного воздуха.
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет контроль (надзор) за соблюдением законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в том числе установление нормативов выбросов, временно разрешенных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), выдача разрешения разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), учет сдачи экологической отчетности в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), в том числе отвечает за соответствие гигиеническим требованиям к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест.
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) отвечает за организацию и проведение мониторинга радиоактивного и химического загрязнения атмосферного воздуха, оперативный контроль загрязнений в зонах чрезвычайных ситуаций и предупреждению экстремально высоких уровнях.
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в части регулирования выбросов радиоактивных веществ в атмосферу, а именно осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в том числе установление нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ, выдача разрешения разрешений на выброс радиоактивных веществ.
- Государственная Корпорация по атомной энергии «РОСАТОМ» участвует в организации и осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации.
Государственное управление в сфере охраны атмосферного воздуха осуществляется в тесной связке друг с другом, которая включает в себя координацию действий, разработку и реализацию государственных программ, обмен информацией и данными, взаимодействие с международными организациями проведение совместных мероприятий.
К примеру, Росприроднадзор взаимодействует с Росгидрометом в части получения информации об аварийном, высоком и экстремально высоком загрязнении окружающей среды и радиационной обстановке. Росприроднадзор представляет обобщенные данные объекта выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников по форме федерального статистического отчета 2-ТП (воздух) по субъектам Российской Федерации и в целом по стране. Ростехнадзор и его территориальные органы представляют в Росприроднадзор данные о перечне объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух, а также перечень выданных Ростехнадзором разрешений на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.