Примерное время чтения: 5 мин.
С каждым годом все чаще и чаще мы слышим слово эколог: «эколог по жизни», «эколог по профессии», «эколог по образованию». Но где же получить эту профессию, как разобраться в разнообразии представленных учебных программ и чем конкретно занимается эколог?
В Российской Федерации на законодательном уровне (Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений высшего образования» среди направлений подготовки высшего образования (бакалавриат (Б), магистратура (М), специалитет (С) и аспирантура (А)) закреплены следующие специальности:
Экология и природопользование (05.03.06 — Б, 05.04.06. — М);
Промышленная экология и биотехнологии (19.00.00 — Б и М, 19.06.01 — А);
Техносферная безопасность и природообустройство (20.00.00 — Б, М, С, 20.06.01 — А);
Техносферная безопасность (20.04.01 — Б и М, 20.06.01 — А);
Природообустройство и водопользование (20.04.02 — Б и М).
Выпускники вузов, получившие специальность «Экология и природопользование» могут заниматься вопросами организации изучения и обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны объектов живой природы, ландшафтных комплексов, осуществлять экологическое сопровождение хозяйственной деятельности в производственной и непроизводственной сферах, преподавать и распространять экологически значимую информацию.
Основной задачей специалиста, получившего образование по направлению «Промышленная экология и биотехнологии», является разработка проблем современного состояния, формирования перспектив развития и прогнозирования качества и ассортимента потребительских товаров и сырья на всех этапах их жизненного цикла от производства до потребления. Такие специалисты исследуют структуру и функционирование живых систем (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени в естественных и измененных человеком условиях. Предметом исследования выступают:
Специалисты техносферной безопасности владеют навыками:
Основная профессиональная задача выпускника направления «Природообустройство и водопользование» заключается в улучшении качества различных природных и природно-антропогенных объектов. Он может дать компетентную оценку пригодности почв для проведения строительных работ, изучить влияние подземных вод и других факторов на долговечность и безопасность будущей постройки, а также найти решения по ликвидации проблем. Специалист этого направления проектирует объекты и системы водоснабжения, обводнения и водоотведения, участвует в разработке инновационных проектов реконструкции объектов природообустройства и водопользования, их реализации и мониторинга, занимается изысканиями по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов.
Помимо перечисленных программ обучения в области экологии есть смежные профессии, где можно также стать профессионалом в этой сфере: юрист в сфере энергетики, строительства и экологии (40.04.01), экологический инжиниринг и аудит (20.04.01.), биоэкология (06.03.01) и многие другие.