Примерное время чтения: 8 мин.
Примерное время чтения: 4 мин.
В предыдущем материале мы рассказывали о зарубежных дизайнерах и модельерах, использующих для своих коллекций материалы, созданные на биологической основе. Но и отечественные дизайнеры сегодня довольно ярко демонстрируют попирание быстрой моды и стремление к ответственному потреблению. Так, бренд Frеncia, который основала Ольга Колкова, выпускает купальники, на 78% сделанные из сетей и переработанного океанского пластика, а также футболки из молока, избытки которого сдают фермеры и продуктовые бренды. Для практичности изделия к полученным нитям добавляют спандекс.
Вещи, которые московский дизайнер Галина Ларина делает из мусора, становятся арт-объектами. Методом сплавки пакеты начинают превращаться в красочные дождевики, панамы, зонты и рюкзаки. Проект Plasticdoom стартовал, когда Галина в 2016 году готовила дипломную работу в стенах Британской Высшей Школе Дизайна (Москва). Дизайнер является участником мирового комьюнити Precious Plastic. Из переработанного пластика выпускает все плавательные шорты и серферский бренд Billabong.
Полноты образа без аксессуаров, однозначно, не добиться. В Санкт-Петербурге их изготавливает из переработанного пластика компания Recycled Objects. Здесь бижутерией становятся бывшие крышечки и ABS-пластик, который остается от разных производств. Сырье дробится в крошку, далее при определенной температуре получается материал, по виду напоминающий мрамор. Предметы, к слову, можно вовлечь в производство еще раз. Идеолог и основатель проекта Полина Черповицкая рассказывает – идея создания красивых и функциональных вещей из того, что обычно считается мусором, оформилась в бизнес-модель в пандемию. В апреле 2020 года мастерская по переработке пластика начала свою работу.
Еще один пример развития культуры осознанного потребления в городе на Неве – Рolyarus.store. Из переработанных баннеров, авторезины, противогазов и не только компания производит уникальные рюкзаки, сумки, косметички, футляры для емкостей. Бренд успешно сотрудничает с крупнейшими компаниями, создавая для них мерч.
В числе самых ярких коллабораций Polyarus считают коллекцию Газпром-нефть АЭРО. Сумки и рюкзаки были сделаны из камер от машин, которые обеспечивают заправку самолётов в Пулково и Шереметьево. Ремнями для изделий стали ремни безопасности, которые предоставила авиакомпания «Россия». Оставшиеся после рекламной кампании баннеры агентства интегрированных коммуникаций LOUDER также переродились в сумки, которые были отправлены в подарок клиентам.
Москвичка Анна Кислицина шьет сумки и создает интерьерные аксессуары из кофейных мешков. Идея проекта родилась, когда Анна оказалась на обжарочном производстве. Там она увидела джутовые мешки с принтами из тех стран, откуда привозят зерна: с крокодилами, попугаями, племенными масками, штампами из разных морских портов, вокзалов и аэропортов. Сейчас Анна сотрудничает с обжарочными производствами не только в России, но и за границей.
Говорят, что в мастерской бренда «Шито-крыто» посуда всегда бьется на счастье. Именно здесь стеклобой превращается в крафтовое искусство. Сережки, подвески и брошки рождаются из масленок ГДР, винтажных блюдец от Villeroy & Boch, английских чашек и тарелок из Чехословакии.
Есть рыбу любят многие, а вот ее кожу – почти никто. Отходу, который образуется в огромных объемах, также нашлось место в гардеробе. Чаще всего в производстве одежды и обуви используют кожу лососевых рыб, но нередко в дело идет зубатка, форель, тилапия и окунь. Внешне и на ощупь выделанный материал напоминает кожу змеи. Такую галантерею профессионально отшивают в Ингушетии, Мурманске и других городах России. Единственный минус, признаются мастера, это небольшая площадь шкурок, что ограничивает ассортимент. Несмотря на то, что технология не нова, у многих она до сих пор вызывает изумление.
Учитывая, что сегодня, в среднем, потребитель приобретает на 60% больше текстиля, чем 15 лет назад, перспективы удлинения цикла жизни вещей, а также их развитие в секторе отходов – бескрайние. Быстрая мода по праву считается одним из главных зол экологии. Между тем, 23% российских агентств и брендов признаются, что, создавая имидж экологически ответственного бизнеса, транслировали «псевдозеленую» повестку. В лидерах гринвошинга, уступив товарам повседневного спроса и косметике, значатся именно одежда.