Примерное время чтения: 4 мин.
Мода — отражение времени, а расширение палитры отходов, которые вовлекаются в производство одежды, аксессуаров еще раз подтверждают справедливость этого выражения. Впервые, в конце девяностых, включить в состав ткани переработанные бытовые отходы предложил знаменитый французский кутюрье Пако Рабан.
Сегодня тренд получил распространение и в сегменте люкса, и масс-маркета, нередко среди локальных брендов. В ходу — даже самые неожиданные компоненты. Наряду с популярным переработанным пластиком, а также резиной и текстилем, дизайнеры научились использовать даже молоко, фруктовые очистки и рыбью чешую. Рассказываем обо всем подробнее.
Переработка — в моде, причем, во всех смыслах. Экспрессии добавляет и тот факт, что швейная промышленность — на втором месте в мире по образованию отходов. На свалку ежесекундно попадает по грузовику одежды. Индустрия, традиционно эксплуатирующая линейный потребительский подход «создать-продать-утилизировать», стала пробовать себя в осознанности, пытаясь хоть как-то снизить негативное воздействие на окружающую среду.
Так на Сицилии обнаружить ресайкл-потенциал удалось даже в апельсиновых корках. «Апельсиновая» ткань стала основой весенне-летней коллекции 2020 года флорентийского люксового бренда Salvatore Ferragamo.
От производства сока в итальянском регионе ежегодно остаются сотни тысяч тонн отходов цитрусового. В 2011 году сицилийка Адриана Сантоночито, которая училась в Милане дизайнерскому искусству, нашла способ изготавливать шелковистую ткань из волокон кожуры. Чтобы обеспечить круглогодичность работы производства, было решено в плодовый сезон выделять из апельсиновых корок волокна целлюлозы, а в остальные месяцы заниматься изготовлением нити. На следующей фабрике получившиеся шелковистые нити становятся тканью с деликатным матовым блеском, которую в дальнейшем можно красить. Технология Orange fiber на сегодняшний день запатентована.
В США одним из брендов одежды, определившим защиту планеты корпоративной миссией, стала молодая марка Pangaia. В союзники бренд взял бруклинскую компанию Kintra Fibers, которая разработала долговечную и мягкую альтернативу полиэстеру. В то время, как популярная синтетика производится из материалов на основе ископаемого топлива, Kintra Fibers для создания инновационного полимера использует 100-процентные материалы на биологической основе, полученные из кукурузной глюкозы. К слову, в начале апреля 2023 года Kintra Fibers привлекла инвестиции на 8 млн долларов.
В Японии ретейл-гигант Uniqlo превратил старые пуховики в новые. Для выпуска линейки «Re. Uniqlo» в Японии целый год собирали ненужные куртки на пуху, наполнитель перерабатывали. За первые месяцы жители Страны Восходящего Солнца сдали 620 тыс. старых изделий.
В Корее военная форма, парашюты, палатки, автомобильные чехлы и даже непригодные для прямого назначения подушки безопасности трансформируются в стильные минималистичные коллекции бренда Re;code, где есть не только одежда, но и интерьерный декор.
Швейцарский производитель часов класса люкс Zenith, придерживаясь принципа, что инновации и прогресс должны быть синонимом устойчивого развития, создал ремешки к циферблатам из остатков тканей эксклюзивных Домов моды. Мануфактура сотрудничает со стартапом LVMH Nona Source.
В Германии к созданию одежды из молока микробиолога и дизайнера Анке Домаске подтолкнуло несчастье. Больной раком отец Домаске после прохождения курсов химиотерапии больше не мог с комфортом одеваться в привычные вещи. Тогда женщина взяла закисшее молоко, потом выработала из жидкости белок, который затем смешивала с водой и кипятила. После оставалось лишь спрессовать материал в жгуты и спрясти ткань. Технологию назвали QMilk (Q — качество, milk — молоко). Кстати, только в Германии ежегодно выбрасывается свыше 2 000 тонн прокисшего молока.
О российском опыте читайте в следующем материале на платформе «Гриниум».