Примерное время чтения: 5 мин.
Владимир Владимирович Набоков известен как российский и американский писатель, поэт, переводчик и литературовед, но вместе с тем всю свою жизнь он был страстным энтомологом-коллекционером, открывшим и описавшим несколько видов бабочек, а также разработавшим новую классификацию представителей рода Polyommatus.
Интерес Владимира Набокова к лепидоптерологии зародился в раннем детстве. Его отец, Владимир Дмитриевич, сам был коллекционером-любителем, поэтому в доме были книги по энтомологии, в частности, знаменитая «Бабочки Британии» Ньюмена. Будучи подростком, Набоков отправлялся в экспедиции по охоте на бабочек и тщательно описывал пойманные экземпляры, подражая научным журналам, которые он читал в свободное время. Когда однажды Владимиру удалось поймать необычную бабочку, он даже направил письмо российскому лепидоптерологу с предположением о совершенном научном открытии. Оказалось, что «неизвестный экземпляр» уже был описан ранее, но это не остановило юного исследователя. Первая статья Владимира Набокова «Несколько замечаний о крымских чешуекрылых» (на английском языке) была опубликована в 1921 году, когда ему было 22 года.
В Соединенных штатах Америки Владимир Набоков смог устроиться на работу на должность куратора отдела чешуекрылых в музее Гарвардского университета, где он пополнял коллекцию, ежедневно занимался препарированием бабочек и писал научные статьи. В музее он проработал с 1941 по 1948 год, и это время стало самым плодотворным для Набокова-энтомолога. Так, в 1945 году на основании своих наблюдений Набоков предложил новую классификацию рода Polyommatus (дневные бабочки семейства голубянок), основанную на различиях в строении гениталий бабочек. Тщательно изучив их тела, ученый подсчитал, что некоторые бабочки эволюционно должны стоять намного дальше друг от друга, чем считалось тогда. В своих работах исследователь предположил, что голубянки мигрировали в Новый свет из Азии серией волн. По его гипотезе, миллионы лет назад эти бабочки пересекли Берингов пролив и отправились на юг в сторону современного Чили. Научное сообщество не отнеслось тогда серьезно к гипотезе Набокова, однако, спустя время, в XXI веке при помощи анализа ДНК биологам удалось доказать ее правильность. Статья ученых была опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society of London.
Профессор биологии Гарвардского университета Наоми Пирс решила реконструировать эволюционное древо голубянок и оценить, когда ветви разделяются. Вместе с коллегами компьютерным путем они провели вычисления наиболее вероятных связей между бабочками и сравнили количество мутаций, приобретенных каждым видом, чтобы определить, как давно они разошлись друг от друга. Ученым удалось обнаружить, что у видов Нового Света был общий предок, который жил около 10 миллионов лет назад и волна голубянок Polyommatus накатывалась на Америку, двигаясь с севера и добираясь до самого юга, оставляя популяции, постепенно превращавшиеся в новые виды, как и предполагал Набоков.
C 1920 по 1976 год Набоков опубликовал 25 статей и заметок по энтомологии, после смерти энтомолога его коллекция насчитывала 4323 экземпляра бабочек, 2642 из которых были отловлены в Швейцарии, 1423 — в Италии, 247 — во Франции и 11 — в Португалии.
В настоящее время коллекции бабочек, собранные и описанные Владимиром Набоковым, хранятся в нескольких музеях мира.
Свое увлечение писатель смог отразить в литературных произведениях: по подсчетам литературоведов, в художественных текстах писателя «порхает» 750 бабочек, среди которых есть и российские: мнемозина, махаон, траурница, тополёвый ленточник, аполлон, переливница большая, павлиний глаз.
«(…)Потом, горбясь, всхлипывая всем корпусом, он принялся выдвигать один за другим стеклянные ящики шкафа. При тусклом свете лампы шелком отливали под стеклом ровные ряды бабочек. Тут, в этой комнате, вон на этом столе, сын расправлял свою поимку, пробивал мохнатую спинку черной булавкой, втыкал бабочку в пробковую щель меж раздвижных дощечек, распластывал, закреплял полосами бумаги еще свежие, мягкие крылья. Теперь они давно высохли — нежно поблескивают под стеклом хвостатые махаоны, небесно-лазурные мотыльки, рыжие крупные бабочки в черных крапинках, с перламутровым исподом, и сын произносил латынь их названий слегка картаво, с торжеством или пренебрежением», — так в рассказе «Рождество» автор описывал процесс препарирования чешуекрылых.
Более 20 видов бабочек носят названия по именам литературных героев его книг, например, бабочка из Перу — «Маделейнеа лолита», а в память о страстном коллекционере бабочек энтомологами назван род голубянок Nabokovia.