© Олеся Новицкая / Фотобанк Лори
Примерное время чтения: 8 мин.
С 2024 года российская система обращения с отходами переживает фундаментальные преобразования, стратегическим элементом которых стало усиление механизма расширенной ответственности производителей (РОП).
Утилизация отходов — деятельность по их переработке для получения полезной продукции или снижения экологического воздействия — теперь регулируется новым, более строгим порядком. Согласно Федеральному закону от 04.08.2023 № 451-ФЗ, производители и импортеры товаров обязаны утилизировать отходы от использованных товаров и упаковки исключительно теми утилизаторами, которые включены в специально созданный общедоступный государственный Реестр утилизаторов — единый официально признанный источник информации об организациях, легитимно осуществляющих утилизацию в рамках РОП.
В отличие от прежних требований, теперь обязательным условием для зачета утилизированных объемов является наличие контрагента в Реестре и соответствующий акт от него. Это нововведение призвано решительно отсечь недобросовестные компании, имитирующие процесс утилизации, и гарантировать реальное вовлечение отходов во вторичный оборот.
Реестр, ведение которого регламентировано Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 № 2400, находится в открытом доступе и оснащен удобными инструментами поиска. Он предоставляет исчерпывающие данные об утилизаторах, включая их полное наименование, юридический адрес, детальный перечень видов отходов для обработки, описание получаемых продуктов, а также сведения об используемом оборудовании, его технических характеристиках и производственной мощности. Это обеспечивает максимальную подотчетность и надежность всей системы обращения с отходами.
Гриниум проанализировал данные Реестра утилизаторов отходов и на его основании выявил наиболее и наименее активные регионы России по переработке отходов.
Во второй половине 2024 года число утилизаторов составило 21, к весне 2025 года увеличилось до 115, и на конец сентября 2025 года в общедоступном государственном Реестре утилизаторов аккредитована 161 компания, расположенная в 49 субъектах страны.

Подавляющее большинство утилизационных мощностей сосредоточено в экономически развитых регионах — Московской, Владимирской, Ленинградской, Нижегородской областях и Республике Татарстан. Центральный федеральный округ является наиболее развитым в сфере обращения с отходами, так как здесь созданы все условия для утилизации 34 типов отходов.
Москва, Московская и Ярославская области декларируют мощности для утилизации 100 наименований отходов каждая, что свидетельствует о высоком уровне диверсификации и концентрации инфраструктуры.
Дальневосточный федеральный округ является наиболее отстающим макрорегионом. Здесь аккредитован всего один утилизатор, специализирующийся исключительно на шинах и покрышках.
Анализ специализированных видов утилизации выявил неравномерность распределения мощностей:

В 27 регионах Российской Федерации утилизаторы указывают обобщенную категорию «не указано» при описании своей деятельности, что не позволяет определить, какие именно фракции перерабатываются.
Сравнительный анализ возможностей утилизации по федеральным округам:
| Федеральный округ | Количество типов отходов для утилизации | Критические пробелы | Специализированные возможности |
| ЦФО | 34 | — | Полный спектр, включая текстиль и нефтепродукты |
| ЮФО | 20 | — | — |
| СЗФО | 23 | В Калининградской области отсутствуют заявленные мощности | — |
| СКФО | 19 | Мощности только в Ставропольском крае | Переработка пластика |
| УФО | 21 | Отсутствуют мощности в ХМАО и ЯНАО | Переработка нефтепродуктов |
| СФО | 23 | Отсутствуют заявленные мощности в Новосибирской области | — |
| ДФО | 1 | Отсутствуют мощности по большинству типов отходов | Переработка шин и покрышки |
Для включения в реестр, компаниям необходимо пройти многоэтапную процедуру, направленную на подтверждение их полного соответствия законодательным нормам и техническим стандартам. Этот процесс регламентирован ПП РФ от 29 декабря 2023 г. № 2400 и включает несколько этапов.
Сначала заявитель обязан предоставить обширный пакет документов в электронном виде, который включает копии технической документации на используемое оборудование, технологические регламенты производственных процессов, детализированную характеристику получаемой продукции утилизации, информацию о режиме работы оборудования, его производственной мощности и численности задействованного персонала, а также документы, подтверждающие установку автоматических систем измерения и учета потребляемых энергоресурсов.
После этого в течение 10 рабочих дней Росприроднадзор осуществляет камеральную проверку представленных документов. В случае положительного решения по документам, проводится выездная инспекция, цель которой — физическое подтверждение наличия, функциональности и работоспособности заявленного оборудования, а также соблюдения декларированных технологических процессов.
Важно подчеркнуть, что подача заявления ни в коем случае не гарантирует автоматического включения в Реестр.
Согласно официальным данным, к началу весны 2025 года первые 112 компаний, вошедшие в реестр, не смогли корректно заполнить заявку и правильно подать документы (например, в 2024 году процент неверно поданных заявлений составил более 79%). Основные ошибки связаны с недостаточной проработкой документов при подаче заявлений. Например, неаккуратное заполнение, отсутствие необходимой сертификации на перерабатывающие линии или некорректные расчеты производственных мощностей.
Также есть проблемы, связанные с легитимностью правообладания, включая отсутствие или недействительность правоустанавливающих документов на производственные площади (договоры аренды/собственности), недостаточные подтверждения законности использования заявленного оборудования и отсутствие или несоответствие лицензий на работу с конкретными видами отходов. При обязательной выездной оценке у компаний возникают трудности при проверке оборудования на работоспособность.
Таким образом, внесение данных в реестр утилизаторов представляется реальным и возможным, но, к сожалению, регионы и компании-утилизаторы по различным причинам не хотят вносить свои производственные площадки в единую базу.
При этом наполнение данного реестра является значимым и необходимым шагом в направлении создания прозрачной и подотчетной системы обращения с отходами в России.