Примерное время чтения: 11 мин.
В 2022 году в связи с введением экономических санкций европейскими странами в России были ослаблены законодательные требования к выхлопам автомобилей. «Гриниум» узнал, как это повлияло на качество атмосферного воздуха в крупных городах.
Как известно, автомобили работают на двигателе внутреннего сгорания (ДВС), когда после цикла сгорания топлива (бензина/газа/дизеля) происходит выброс в атмосферу вредных загрязняющих веществ: углекислого газа (CO2), оксидов азота (NOx), углеводородов (HC) и твердых частиц (PM) и т.п.
Наиболее распространенным способом сокращения выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта является повышение эффективности работы двигателя, что влияет и на уровень очистки выхлопов.
В настоящее время транспортным средствам в обязательном порядке присваивается экологический класс, показывающий степень экологической эффективности работы двигателя и характеризующий уровень негативного воздействия транспортного средства на окружающую среду. Чем выше экологический класс, тем меньше вредных веществ поступает в атмосферу при эксплуатации автомобиля, тем более экологичным и безопасным он считается.
Экологические классы автомобилей определяют согласно европейским стандартам Евро. Каждый последующий стандарт предъявляет более жёсткие требования к выбросам по сравнению с предшествующим.
В ряде случаев (например, для старых автомобилей) экологический класс автомобилей может быть не установлен (к сожалению, это не редкость — так, 24% автомобилей в России на 2023 год не имели никакого определенного экологического класса), но это не означает, что он низкий, однако, вероятность того, что он будет таковым, высока. Для недопущения снижения экологической эффективности проводится регулярный технический осмотр на предмет соответствия экологическим нормам.
Проверить экологический класс транспортного средства можно несколькими способами. Самый верный и надежный — посмотреть в документации на автомобиль (свидетельство о регистрации автомобиля и паспорте транспортного средства (ПТС)), также можно обратиться к сайту Росстандарт и узнать экологический класс по конкретной марке (серии) автомобиля.
Другими мерами по снижению выбросов от классических (то есть с ДВС) автомобилей является их замена на более экологичные аналоги — например, электромобили или авто на газе, а также обновление автопарка — замена машин старых экологических классов на более новые.
После ратифицирования России Киотского протокола наша страна обязалась вводить ограничения на вредные выбросы для автомобилей. И если исторически нормы Евро-0 и Евро-1 в России не вводились, то Евро-2 было введено в 2005 году и далее утверждены Евро-3 в 2008, Евро-4 в 2013 и Евро-5 в 2019 году.
В связи к возврату к национальному регулированию в мае 2022 года временно был разрешен выпуск машин с экологическим стандартом Евро-0. С 1 июня 2023 года выпуск автомобилей должен соответствовать экологическому стандарту не ниже Евро-2. С февраля 2024 года все собираемые в России автомобили должны соответствовать экологическому стандарту не ниже Евро-3.
Кроме того, в регионах местные власти вводили дополнительные экологические нормы, направленные на сокращение эксплуатации старых «неэкологичных» машин.
Запрет на въезд в центральные районы Москвы для автомобилей с высокими выбросами
В Москве действует система «Зеленый билет», ограничивающая въезд в центральные районы для грузовых автомобилей, не соответствующих экологическим стандартам Евро-4 и выше.
Ограничения на эксплуатацию старых автомобилей в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге действует система «Зеленый билет», аналогичная московской, с ограничениями на въезд для грузовых автомобилей старше 15 лет и не соответствующих экологическим стандартам.
Ограничения на эксплуатацию автомобилей в Краснодарском крае
В Краснодарском крае автомобили такси должны быть оснащены либо электродвигателем, либо двигателем внутреннего сгорания не ниже второго экологического класса (Евро-2).
В Российской Федерации, помимо ограничительных мер, есть также меры поддержки перехода на экологически чистые машины: федеральный проект «Электроавтомобиль и водородный автомобиль».
«Гриниум» проанализировал статистические данные за три года (с 2021 по 2023), предоставленные ГИБДД и Росприроднадзором, касающиеся количества автомобилей, выхлопов и выбросов загрязняющих веществ в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, а также в среднем по России.
Общая тенденция по стране заключается в том, что объем выбросов от транспорта неуклонно уменьшается, а количество транспорта увеличивается. Это означает, что происходит замещение старых неэкологичных машин на новые. К сожалению, Санкт-Петербург и Севастополь не вполне соответствуют общероссийской тенденции — в них происходит замещение на более «грязные» автомобили. Текущая статистика это подтверждает — в данный момент доля «чистых и современных» автомобилей (Евро-5/Евро-6/Газ/Электро)» меньше общероссийской цифры на 10,9% и 16,4%!
Другой показатель — число автомобилей без зарегистрированного экологического класса — в целом по России падает (замена автомобилей идет активно), кроме Севастополя (+2606 машин).
Что касается электромобилей — наиболее высокий уровень роста их количества наблюдается в Москве (+ 23 тысячи штук или +156%), но итоговое значение по-прежнему невелико — всего 0,83% от регионального автопарка.
Москва является безусловным лидером с самым большим и самым современным (в плане экологических требований) автопарком — 1,9 млн машин, с хорошими перспективами стать более экологичным.
Санкт-Петербург старается активно (+27%) обновлять свой автопарк, но результаты говорят о постепенном повышении объема выбросов (+9%), а значит работы еще много.
Севастополь не может похвастаться современным автопарком (10,6%) и, к сожалению, трендов на улучшение ситуации не видно — удельные выбросы падают, но за счет активного наращивания автопарка (+7,2%) увеличивается и общий вал выбросов от транспортных средств (+3.2%).
Несмотря на некоторую обеспокоенность, что снижение экологических автомобильных стандартов в 2022 году ухудшит качество окружающей среды, мы можем подтвердить, что этого не произошло. Количество выбросов (в том числе удельное — на каждый автомобиль) уменьшается с каждым годом (-7,6% за 3 года), в то время как автопарк обновляется на новые качественные и более экологически безопасные машины (+1,5 млн машин за 3 года).