Примерное время чтения: 9 мин.
История использования древесины в качестве топлива уходит в глубину веков, когда дрова служили основным источником тепла и света в домах. С развитием технологий и увеличением доступности других видов топлива, таких как уголь и нефть, использование древесины несколько снизилось, однако, она продолжала играть важную роль в хозяйственной деятельности человека.
С начала XXI века в условиях роста цен на ископаемые виды топлива и возрастающей обеспокоенности людей вопросами экологии древесное топливо вновь стало востребованным. Современное интенсивное лесное хозяйство может обеспечить эффективное использование древесных ресурсов без уничтожения леса, а грамотное зонирование — минимизировать неблагоприятные экологические и социальные последствия лесопользования.
В северных странах в промышленное выращивание древесины, в том числе в энергетических целях, могут быть вовлечены бывшие сельскохозяйственные земли, высвободившиеся в силу деградации почвы или иных причин, причем эти земли обычно в наибольшей степени подходят для наиболее интенсивного, плантационного, выращивания топливной древесины.
Сегодня древесное топливо — это один из наиболее распространенных видов биотоплива, используемого для отопления жилых и промышленных помещений. Оно производится из древесины и её производных, таких как опилки, щепа и древесная пыль. Современные технологии переработки древесины позволяют выпускать его в виде пеллет и брикетов, удобных для использования.
Более того, древесное топливо является потенциально возобновляемым и углеродно-нейтральным источником энергии, и ему, безусловно, принадлежит важная роль в удовлетворении потребностей в энергии в будущем. Использование древесины и других возобновляемых видов топлива позволяет сократить необратимые выбросы углекислого газа в атмосферу Земли. Безусловно, даже максимально возможный переход на возобновляемые источники топлива не решает проблему изменений климата, но в совокупности с другими действиями может смягчить или предотвратить катастрофические изменения.
С другой стороны, последствия использования древесного топлива могут быть и крайне негативными, особенно в развивающихся странах. Древесина является дешевым топливом для тех, у кого нет доступа к другим источникам энергии, но ее сбор требует времени и потому часто сопряжен с огромными альтернативными издержками. В случае, если дополнительные объемы лесопользования не будут компенсироваться ведением качественного лесного хозяйства (направленного на ускоренное воспроизводство лесов), а сохранение средообразующих и природных ценностей леса не будет обеспечиваться грамотным зонированием территории, то рост объемов заготовки древесины на топливо будет вести к увеличению скорости деградации лесов.
Стоит отметить, что лесные ресурсы являются возобновляемыми только при правильном их использовании и при правильной организации хозяйства в них. Если правильное лесное хозяйство, интенсивность которого определяется историей и интенсивностью лесопользования, отсутствует, то лес, по крайней мере, в сколько-нибудь реальном времени, превращается в невозобновляемый ресурс. Также стоит отметить, что данные об объемах неофициального сбора древесины для использования в качестве топлива и о незаконном производстве древесного угля скудны.
Таким образом, в определенных аспектах биотопливо выигрывает у ископаемого, а в других уступает ему: биотопливо выигрывает у традиционного на этапе производства — меньше грязи, сопутствующих трат ресурсов и отходов. На транспорте биотопливо также показывает лучшие результаты. Однако косвенное изменение землепользования — рубка леса — высвобождает «запертый» в деревьях СО2, а сопутствующие загрязнения при использовании пестицидов и повышенный расход воды накладывают негативный след на использование этого ресурса.
По информации ООН, зависимость от древесного топлива наиболее высока в Африке (более 90% всей древесины, заготовленной в Африке, используется в качестве древесного топлива), за ней следуют Азия и Океания (38%) и Латинская Америка и Карибский бассейн (15%).
Архангельская область одной из первых приступила к реализации программ по использованию биомассы при производстве доступного топлива и энергии. Объемы лесных ресурсов области и стали первопричиной или предпосылкой для развития биоэнергетики в регионе: территориально они занимают его большую часть (28 млн га), составляя свыше четверти всего запаса Северо-Запада — 2,6 млрд куб. м.
Лесопромышленный комплекс (ЛПК) давно уже занимает прочное место в экономике региона. Разумеется, актуален вопрос использования отходов и лесопиления, и лесозаготовки: их ежегодный объем совместно с некондиционной древесиной достигает 5 млн куб. м. Еще почти 800 тысяч куб. м древесных отходов осталось с советского-постсоветского периодов: их ликвидацией тоже приходится заниматься сейчас за счет бюджетных средств, а это почти 1,5 млрд рублей.
Вторая причина, по которой в Архангельской области обратили внимание на развитие биоэнергетики, — высокая доля углеводородных видов топлива: их доля в топливном балансе почти 80%, коммунальная энергетика здесь функционирует в основном на завозных и неэкологичных видах топлива — нефтепродуктах и каменном угле. Это приводит к большому количеству выбросов в атмосферу, которые наносят вред окружающей среде.
Вследствие этих причин уже более 10 лет на территории региона реализуется программа по переводу котельных на биотопливо, и параллельно созданы производства по выпуску пеллет. В целом мощность по производству пеллет на территории Архангельской области составляет 689 тысяч тонн в год. Инвестиции составили порядка 4 млрд рублей. С 2010 года на биотопливо переведены 70 котельных из 369 действующих.
Еще один регион, где развивается производство биотоплива и его использование в энергетике, — Вологодская область. В этом регионе созданы мощности по выпуску практически всех видов продукции ЛПК: от пиломатериалов до фанеры и деревянных конструкций, а ежегодный объем сопутствующих древесных отходов составляет более трех млн куб. м. На территории области работают 37 предприятий по производству биотоплива суммарной мощностью 310 тысяч тонн в год.
В частности, в феврале 2023 года на предприятии «Вологодский лес» была запущена самая мощная в России линия индустриального выпуска брикетов RUF. Практически на всех предприятиях ЛПК установлены котельные, работающие на отходах лесопиления, производится энергия для отопления собственных производственных участков и обеспечения технологического процесса, например, работы сушильных камер. Работают две мини-ТЭЦ: в Белом ручье и Великом Устюге.
Тем не менее, в связи с закрытием традиционных рынков сбыта биотоплива (ранее до 90% его шло на экспорт), предприятия оказались затоварены соответствующей продукцией. В общем объеме производства брикетов и пеллет сбыт внутри региона не превышает 10%. И хотя в последнее время наблюдается увеличение спроса на топливные брикеты со стороны местного населения (они постепенно замещают традиционные дрова) — этого недостаточно. Расширение внутреннего рынка биотоплива видится в его использовании в коммунальной энергетике.