Примерное время чтения: 9 мин.
Нерегулируемый рыбный промысел, экологические проблемы и ненадлежащее управление сектором в мире создают серьезную угрозу истощения морских ресурсов. Все эти проблемы усугубляются вызовами, связанными с изменением климата.
Доклад Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) «Риски изменения климата для морских экосистем и рыболовства» содержит прогнозы до 2100 года, согласно которым к середине нынешнего века пригодная к использованию биомасса рыбы снизится более чем на 10%. При сценарии с сохраняющимся высоким уровнем выбросов, который повлечет за собой глобальное потепление на 3-4℃, снижение достигнет 30% примерно в 48 странах. Напротив, в соответствии со сценарием с низким уровнем выбросов, который прогнозирует глобальное потепление на 1,5–2℃, к концу столетия в 178 странах объем рыбы должен стабилизироваться.
Популяции промысловых видов подвержены как естественным, так и вызванным человеческой деятельностью колебаниям численности, вследствие чего невозможно обеспечить их добычу в строго заданных объемах. Известны случаи перелова отдельных видов при их экстенсивном промысле во второй половине XX века. В условиях постоянно растущей численности населения по всему Земному шару возникла потребность в создании условий для непрерывного получения продукта, обладающего относительно низкой стоимостью и высокими пищевыми качествами. Исходя из отчета ФАО от 2022 года, объем продукции из гидробионтов, употребляемый человечеством, достиг более 20 кг на одного жителя Земли, что существенно больше аналогичного показателя 60-х годов ХХ века (немного меньше 10 кг).
Аквакультура — способ искусственного разведения и выращивания водных организмов в водоемах и на морских плантациях стала ответом человечества на уменьшение биологических ресурсов океана — рыбы, моллюсков, ракообразных и водорослей. Сегодня примерно половина всей рыбопродукции, которую люди потребляют в пищу, производится из выращенной рыбы. Нет сомнений: доля такой продукции на международном рынке будет только расти. В свежем выпуске доклада ФАО «Состояние мирового рыболовства и аквакультуры» сообщается, что к 2030 году производство рыболовства и аквакультуры вырастет до 201 млн тонн — на 18% к текущему уровню производства в 171 млн тонн.
Но, несмотря на уникальные природно-климатические возможности, Россия занимает всего 0,1% в общем объеме мирового производства объектов аквакультуры. В России пик развития товарной аквакультуры пришелся на 1980-е годы, когда происходило широкое внедрение передовых технологий, принципов и систем ведения хозяйства. Ежегодное увеличение производства товарной рыбы составляло 10-15%, что являлось одним из лучших показателей в мировой аквакультуре. Объемы выращивания товарной рыбы в тот период доходили до 200 тысяч тонн в год.
К 1996 году по сравнению с 1989 годом производство рыбы и других водных биоресурсов снизилось в 4 раза. По информации Росрыболовства, производство аквакультуры в России за 2018 год выросло на 5,6%, до 232 тысяч тонн, а за три квартала 2022 года достигло около 277 тысяч тонн. В структуре производства в число основных сегментов входят лососевые, карповые, осетровые и другие виды гидробионтов (устрицы, мидии, гребешки и другие моллюски). Лососевые вышли на первое место по объему производства. За три квартала 2022 года выращено 118 тысяч тонн лососевых видов.
В Федеральном агентстве по рыболовству Управление аквакультуры появилось только в 2008 году. Однако можно отметить, что на сегодняшний день аквакультура — один из самых быстроразвивающихся сегментов российской экономики. Средний рост показателей отрасли составил 7-10%. И с каждым годом количество предприятий, занимающихся аквакультурой в России, только увеличивается.
В целях создания комплексной законодательной базы, регламентирующей правовые отношения в сфере аквакультуры (рыбоводства), обеспечивающей получение пищевой, технической и другой продукции, а также сохранение биоразнообразия в водоемах страны, 24 июля 2013 года был принят Федеральный закон № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В документе установлены принципы правового регулирования отношений в области аквакультуры (рыбоводства), определены основные понятия, в том числе те, которые ранее в законодательстве отсутствовали, например, «пастбищная аквакультура», «рыбоводный участок» и др., регламентированы виды товарной аквакультуры, содержатся нормы по регулированию прибрежного рыболовства.
Но аквакультуру нельзя назвать панацеей в борьбе с мировым голодом. Более того, аквакультура может вредить водным экосистемам через загрязнение, распространение паразитов и заболеваний, вытеснение исконных обитателей и генетическое «загрязнение».
Есть несколько видов аквакультуры, различающихся по воздействию на природные экосистемы:
Фото: © Яков Филимонов / Фотобанк Лори
Влияние аквакультуры на природную среду очень велико. К примеру, в 2013 году для подавления вспышек лососевой вши норвежским фермерам пришлось высыпать в свои «чистые фьорды» пять тонн пестицидов — и это лишь по задокументированным данным. В 2015 году в Мурманской области местные жители стали обнаруживать свалки мертвой семги, которую в регионе выращивают методом садковой аквакультуры. Выяснилось, что гибель рыб была спровоцирована вспышкой миксобактериоза.
Ученые указывают также на органическое загрязнение. Речь идет об избытке питательных веществ из пищи и экскрементов рыбы с ферм, накоплении в воде органических элементов, бурном цветении водорослей, которые тормозят процессы фотосинтеза в глубине воды, ведут к дефициту кислорода, к рискам, связанным с выделением водорослями токсинов во время цветения. Так, в 2016 году у берегов Чили случился «Красный прилив» — масштабное цветение фитопланктона, которое привело к массовому мору лосося. Во время «Красного прилива» погибло, по ряду данных, от 23 млн до 27 млн рыб, а также большое количество других обитателей моря.
Также специалисты говорят о генетическом загрязнении. Если искусственно выращенный лосось «сбежит», он может вступить в конкуренцию с дикими рыбами и скрещиваться с ними, ухудшая генетическое разнообразие лососей. И такие побеги — не редкость. В 2018 году с фермы компании Marine Harvest в Чили после шторма сбежали более 900 тысяч лососей. Лишь около 250 тысяч удалось поймать и вернуть. Гибридизация диких рыб и рыб, несколько поколений выращиваемых на рыбоводных хозяйствах, ведет к потере генетических адаптаций к жизни в дикой природе. Помимо вероятности скрещивания с дикими лососями здесь есть и другая опасность — заражение диких лососей инфекциями и паразитами, которые есть у фермерских лососей.
Во избежание вышеуказанных рисков необходимо принять все возможные меры по снижению негативного воздействия уже существующих аквакультурных хозяйств. Аквакультурные хозяйства должны соответствовать международным параметрам экологической безопасности и проходить сертификацию, например, по стандартам Попечительского совета по аквакультуре (ASC).