Примерное время чтения: 10 мин.
В преддверии наступающего года и ожидания опубликования статистики за 2023 год «Гриниум» проанализировал, насколько регионы России были щедры на экологию в 2022 году и какие тенденции намечались.
По данным статистики за 2022 год, природоохранные инвестиции были отмечены в 74 регионах России. Самая большая доля инвестиций в экологию в общем объеме была в Красноярском крае (6,92% от общего объема инвестиций), Челябинской, Липецкой и Омской областях, а также Пермском крае. Указанные регионы активно увеличивали долю своих капиталовложений в охрану окружающей среды на протяжении последних двух лет. Так, в Красноярском крае размер инвестиций увеличился более чем в 4 раза и в 2022 составил 51,7 млрд рублей.
Свидетельством этому стали заявленные бизнесом программы экологической модернизации — в Красноярском крае — Красноярский завод синтетического каучука («Сибур») в 2022 на сумму 1,1 млрд рублей, Роснефть — более 9 млрд рублей, в Челябинской области — Челябинский металлургический комбинат («Мечел») направил на экологические программы около 1 млрд рублей, а предприятия в целом около 45 млрд рублей, в Поволжье — АО «Транснефть» в на сумму 0,575 млрд рублей.
Менее 0,1% от всех инвестиций в охрану окружающей среды было вложено в Рязанской области (0,017%), а также во Владимирской области, Кабардино-Балкарской Республике, Калининградской и Воронежской областях.
В следующей группе показателей оценивается эффективность использования целевых субсидий, в частности, на сокращение объема сточных вод и количества объектов размещения отходов и объектов накопленного ущерба. Низкое значение показателей указывает на возможное эффективное использование денежных средств, либо отсутствие технологических препятствий для быстрых и относительно недорогих решений.
Показатель указывает, сколько стоила модернизация очистных сооружений для очистки 1 м3 загрязненной воды, измеряется в руб/м3.
Для улучшения качества воды 15-ти регионам России, входящим в Волжский речной бассейн (река Волга является источником питьевого водоснабжения и главным ресурсом для проведения мелиоративных работ), за 3 года было выделено субсидий в размере 38 млрд рублей.
Дороже всего модернизация очистных сооружений из расчета очистки 1 м3 сточных вод обошлась Ивановской области — 32,7 руб/ м3, также в пятерку вошли Нижегородская, Ульяновская, Волгоградская и Ярославская области.
Дешевле всего модернизация обошлась Саратовской области — 0,8 руб/м3, Вологодской области, Московской области, Республике Татарстан и Костромской области.
Тарифы на 1 м3 свежей (питьевой воды из ЦВС) питьевой воды составили 24,44 руб/м3 (г. Москва), 30,92 руб/м3 (г. Саратов), 21,17 руб/м3 (г. Иваново), на водоотведение — 33,31 руб/м3 (г. Москва), 16,96 руб/м3 (г. Саратов), 16,67 руб/м3 (г. Иваново).
Эффективность субсидирования проектов по ликвидации свалок и объектов накопленного вреда показывает сумму денежных средств для рекультивации одной свалки (или особо опасной, или в границах города), рассчитывается в миллионах рублей за одну свалку.
За три года (с 2020 по 2022 год) субсидии были выделены 30 регионам, сумма субсидий составила 32 млрд рублей.
Дешевле всего ликвидировать свалку в период 2020-2022 оказалось в Новгородской области, за это время было успешно рекультивировано две свалки (в городской черте), средней стоимостью 8,107 млн рублей каждая. В пятерку регионов «самых дешевых свалок» вошли Республика Чувашия, Удмуртская Республика, Чеченская Республика и Липецкая область.
Максимальное количество свалок и объектов накопленного вреда было ликвидировано в Чеченской Республике — 114.
Наиболее дорогая свалка была ликвидирована за 987 млн рублей в Республике Крым, немногим меньше потратили в среднем на свалку в Республике Бурятия, Калужской, Свердловской и Челябинской областях.
Для сравнения — стоимость рекультивации привлекшего внимание Президента РФ подмосковного полигона «Кучино» составила 3 990 млн рублей, а стоимость рекультивации полигона отходов в Ленинградской области «Красный Бор» составила 21 400 млн рублей.
Уровень расходов на выбросы в атмосферный воздух, показывает, сколько было потрачено на экологическое обслуживание работы организации в расчете на 1 т выбросов в атмосферу (тыс. руб/т).
Самые высокие затраты на 1 т выбросов фиксировались в промышленно-развитых регионах страны, в частности, в Архангельской области (18,7 тыс. руб/т), а также Белгородской области, г. Москве, Кировской и Ярославской областях.
Минимальные расходы на выбросы в 2022 году были зафиксированы в Республике Алтай (0,02 тыс. руб/т), Республике Ингушетия, Ненецком автономном округе, Республике Калмыкия, Ямало-Ненецком автономном округе.
Нетипичная динамика выявлена в Чеченской Республике, где за трехлетний период с 2020 года выбросы сократились на 66% при увеличении текущих расходов в 4 раза, что привело к росту затрат на 1 т выбросов в 17 раз. По результатам 2022 года итоговый показатель является вполне среднестатистическим.
В Республике Ингушетия расходы на 1 т выбросов фиксировались на чрезвычайно низком уровне, несмотря на повышение их в период с 2020 по 2022 в 74 раза, по итогу — регион остается в топ-3 самых «бережливых» за 2022 год.
Получать более надёжные данные позволит повсеместное внедрение автоматической системы контроля выбросов, что увеличит точность предоставляемых данных и четкость полученной картины ситуации с выбросами в атмосферу.
Уровень расходов на очистку сточных вод показывает, сколько денежных средств было потрачено организациями на выпуск очищенных сточных вод и эксплуатацию водоочистных сооружений (руб/м3).
Минимальный показатель наблюдается в Республике Дагестан (0,03 руб/м3), Костромской области (0,3 руб/м3), Чеченской Республике, Тверской области, Республике Бурятия.
Наиболее «щедрыми» стали Курганская область (7178 руб./м3), Ямало-Ненецкий автономный округ, Омская, Ярославская и Владимирская области.
По Республике Ингушетия достоверные данные отсутствуют и по данному показателю они исключены из аналитики.
Основная часть значений на 2022 год находится в промежутке 0,27-879 руб/м3. Аномальные значения динамики наблюдаются в Курганской области, что является следствием увеличения расходов на 21% и уменьшения общего стока на 11%.
При этом несколько из наиболее «щедрых» регионов имеют отрицательную динамику уровня расходов — Омская область (-439 руб/м3) и Ярославская область (-106 руб/м3).
Вероятными причинами таких изменений являются два фактора — наведение либо отсутствие порядка в системе учета и финансирования расходов на очистку сточных вод (Курганская область), а также стоимость эксплуатации оборудования: где-то стоимость может неуклонно снижаться в результате модернизации производства (Омская область, Ярославская область), а где-то результаты модернизации не дают отражения в этом финансовом показателе (Ямало-Ненецкий автономный округ, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика).
Это показывает, сколько денежных средств было потрачено организациями на экологическое обслуживание (эксплуатацию) предприятия в расчете на 1 т отходов производства и потребления (млн руб/т).
Наименьшее значение наблюдается в Кемеровской области (0,8 руб/т), а также в Республике Хакасия, Забайкальском крае, Республике Тыва и Республике Бурятия.
Наибольшее значение наблюдается в Костромской области (386 руб/т), Тверской области, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике и Республике Калмыкия.
Такое маленькое значение для Кемеровской области объясняется существенно большим валовым объемом образования отходов на территории субъекта (как минимум на порядок больше любого другого), что исторически влияет на себестоимость обращения единицы отходов на каждом предприятии.
За последние годы средства на сохранение окружающей среды выделяются как в рамках текущих бюджетов государства, например, федеральных субсидий, так и непосредственно бизнесом — есть реальные результаты.
В ряде промышленных регионов внимание к решению экологических проблем растет — это отражается и на инвестициях. А экологические инвестиции — это вклад в здоровую окружающую среду в нашем будущем.
Государство инвестирует в сокращение грязных сточных вод, и цена этому вполне сопоставима с теми платежками, которые мы видим в своих квитанциях на оплату ЖКХ.
Согласно сведениям Росстата, имеются ряд расхождений в данных по субъектам, поэтому работа по модернизации процесса учета и контроля показателей, а также внедрение мониторинговых систем, которые позволяют отслеживать многочисленные экологические показатели максимально доступно для всех заинтересованных сторон, представляется крайне важной.
Материал подготовлен по данным Росстата, Росприроднадзора (2-ТП воздух, 2-ТП отходы, 4-ОС) и Федерального бюджета РФ за 2020-2022 годы.