Примерное время чтения: 8 мин.
Уборка и утилизация снега являются важными задачами жилищно-коммунальных служб населенных пунктов. Чем больше площадь города и количество его жителей, тем больше проблем от наледи и сугробов на улицах. Под давлением колес транспорта и влиянием различных погодных условий снег на дорогах быстро уплотняется и затвердевает, меняя при этом свои механические свойства. Таким образом, даже при малом количестве снежных осадков на дорожных покрытиях заметно ухудшаются условия безопасности транспортного движения за счет увеличения площади скольжения и неровности дорожного полотна.
© Яременко Екатерина / Фотобанк Лори. Снежная московская зима 2010 года
Вывоз снега на специальные снегосборочные пункты (снежные полигоны), на которых он складируется в течение зимы, является наиболее простым способом избавиться от снега, но необходимы теплые погодные условия, чтобы накопленный снег начал таять. Также необходимо учитывать, что снег на полигоны попадает загрязненным, и при дальнейшем таянии будет неминуемо загрязнять почву, а также поверхностные и подземные воды, а значит — оказывать негативное воздействие на состояние окружающей среды. Поэтому, по нормативам, полигоны должны располагаться на определенном расстоянии от жилой застройки и сельскохозяйственных земель.
Неправильная утилизация снега наносит вред окружающей среде и здоровью человека, поэтому строго регламентируется, отслеживается и контролируется уполномоченными органами.
Проблему утилизации снега, а также отделения крупного мусора, содержащегося в нем, в больших городах можно решить с помощью установок плавления снега. Использование тепла канализационных стоков посредством стационарных снегоплавильных пунктов (ССП) получило широкое распространение в России.
Впервые стационарные и передвижные установки для плавления снега стали применять в Москве на территориях усадеб богатых граждан еще в ХХ веке. К 1925 году в Москве было закончено восстановление коммунального хозяйства, разрушенного за годы Гражданской войны, вследствие чего перед органами управления города возникла проблема утилизации снежных масс, в том числе с помощью снегоплавильной техники, которая применялась городскими домоуправлениями и учреждениями в соответствии с обязательным Постановлением Президиума Московского Совета РК и КД «Об устройстве и содержании снеготаялок в Москве».
© Вячеслав Палес / Фотобанк Лори. Погрузка снега в транспорт для вывоза
Снегоплавильная установка представляет собой резервуар, в котором под действием тепловой энергии происходит плавление и преобразование снега в воду. Существует два типа установок: стационарные и передвижные. Первые используются при наличии поблизости источников тепла и свободного места на данной территории, вторые — при отсутствии возможности устройства стационарных.
Основной принцип стационарных ССП заключается в том, что имеющееся тепло сточных вод позволяет растапливать снежные массы, которые подают в снегоприемные камеры, где даже в зимний период температура сточных вод составляет примерно от +16 до +18 °С. Образовавшаяся талая вода от снежных масс в процессе смешивания со сточными водами поступает на канализационные очистные сооружения, где происходит полный комплекс химической и биологической очистки.
Один из главных факторов для оптимального размещения ССП — их расположение возле коллекторов сточных вод, так как необходимым условием является высокая скорость водного потока (не менее 0,5 м3/с), а также наличие свободных площадок для удобного подъезда автотранспорта и необходимые размеры санитарно-защитной зоны.
© Алексей Смышляев / Фотобанк Лори
Далее через крупноячеистую решетку проходит поток талой воды, где непосредственно на решетках задерживается различный мусор крупного размера (например, пластиковые бутылки и т.п.). Основной мелкофракционный мусор удерживается на песколовках. Таким образом, вся жидкость от талого снега попадает в водный коллектор, где и происходит ее дальнейшая очистка. Весь задержанный в песколовках осадок извлекается и транспортируется на полигон за сезон примерно от 2 до 4 раз. От момента выгрузки снежной массы и до ее полного растворения в коллекторе проходит примерно 3-4 минуты. В зависимости от степени загрязнения снега производительность ССП составляет около 10 тыс. м3/сут снежной массы.
Мобильные снегоплавильные станции функционируют по принципу стационарных пунктов, однако могут переплавить ограниченное количество снега. Плюс этих установок в том, что они могут размещаться непосредственно на объекте, где проходит расчистка снежного покрова. Для эффективной работы снегоплавильных машин необходим доступ к ливневой канализации. Работают такие устройства на газе, дизеле или электричестве.
Согласно действующему законодательству, полигоны для утилизации снежных накоплений могут располагаться исключительно за городом, а снегоплавильные станции (мобильные и стационарные) находятся в каждом районе города. Куда именно вывозить зимние осадки напрямую зависит от сроков проведения работ, наличия парка специальной техники и дальности конкретного объекта.
Алгоритм по утилизации снега, а также правила по уборке снежных накоплений с точки зрения защиты почв и водоемов от возможного загрязнения регламентируется — ГОСТ Р 50597-2017.
Что же касается складирования снега, то сугробы разрешено формировать в лотковой части дороги, на разделительной полосе, шириной не менее 5 м, на обочинах не скоростных шоссе. Запрещено складировать снег на обочинах скоростных автомагистралей, около ж/д переездов, на тротуарах, газонах и около зеленых насаждений, возле перекрестков, на мостах и зонах въезда/съезда с них. Также, согласно ГОСТ Р 50597-2017 завалы с улиц должны вывозится в течение 6 дней, а с второстепенных зон и в жилой застройки — в течение 12 дней. Этот закон не распространяется на территорию многоквартирных и частных домов — там владельцы домов или ТСЖ решают самостоятельно, как и когда складировать и вывозить снег.