Примерное время чтения: 5 мин.
Автомобилям с двигателем внутреннего сгорания не первый год пророчат парковку в прошлом. Мировой рынок электрокаров, в свою очередь, растет впечатляюще. Особенно в Китае, на долю которого приходится около 60% мировых продаж электромобилей. Далее — страны Европы и США, где в прошлом году сбыт электрокаров вырос на 55%.
Согласно материалам доклада Международного энергетического агентства «Глобальный обзор электромобилей», в 2022 году во всем мире было продано более 10 миллионов машин. Ожидается, что в 2023 году продажи вырастут еще на 35%, достигнув 14 миллионов. Ежегодные рекорды аналитики связывают, в первую очередь, с политическим курсом ряда государств — продажи авто на горючем ограничивают законодательно. Полный запрет на продажу в странах ЕС планируют ввести в 2035 году, а в Англии — в 2040 году. Если план станет фактом, то к 2030 году такая электрификация ощутимо сбережет углеводороды.
«Электрические транспортные средства являются одной из движущих сил новой глобальной энергетической экономики, которая быстро развивается, и вызывают историческую трансформацию автомобильной промышленности во всем мире. Тенденции, которые мы наблюдаем, имеют серьезные последствия для мирового спроса на нефть. Двигатель внутреннего сгорания не имеет себе равных уже более века, но электромобили меняют статус-кво. К 2030 году они смогут избежать потребности по меньшей мере 5 миллионов баррелей (прим.: около 5% ежедневных мировых потребностей) нефти в день. Автомобили — это только первая волна. Вскоре последуют электрические автобусы и грузовики», — убежден исполнительный директор МЭА Фатих Бироль.
Что о преимуществах электротяги знают владельцы транспортных средств?
Первое и главное: это экономично. Каждый электромобиль можно заряжать от домашней сети, что выходит в 5-7 раз дешевле заправки топливом. К тому же, для подпитки аккумуляторов можно найти бесплатные станции. Электрокар реже выходит из строя, поскольку в начинке на 30% меньше деталей, подверженных износу. А еще не надо менять расходники — масло, свечи зажигания и топливный фильтр.
Второе: электромобили безопаснее. Искусственный интеллект обеспечивает вспомогательные опции. А батареи, встроенные в нижнюю часть кузова, улучшают управляемость и значительно снижают риск травмы при лобовом столкновении.
Третье: минимальный шум и отсутствие выхлопных газов.
С первого дня своего существования электромобили окутаны облаком неоднозначных мнений. В том числе, относительно влияния на окружающую среду. Больше 1/3 электричества в мире вырабатывается «грязным» способом. Соответственно в регионах, где розетки действуют за счет сжигания угля (а их немало), электротранспорт вредит атмосфере больше, чем конкурент с бензобаком. Но и это не главное.
Сердце электрокара — литиевый аккумулятор — способен зарядить новую экологическую проблему. Наверняка, каждый хоть раз слышал, что выброшенная пальчиковая батарейка убивает ёжика, отравляя 20 м3 почвы. Масса аккумулятора в легковом варианте автомобиля составляет порядка 400 кг, а то и больше. Повреждаясь, он выделяет токсичные элементы и газы. Кроме того, литий и кобальт, которые входят в состав батареи, присутствуют в природе в ограниченном количестве и не возобновляются. К слову, растущий спрос на кобальт (прим. токсичен при некорректном обращении), который добывается преимущественно в Республике Конго, привел к эксплуатации детского труда на рудниках.
В настоящее время мощностей для переработки литиевых батарей критически мало. Механика вычленения составляющих — никеля, титана, марганца, кобальта — сложна и затратна. Поэтому пока добыча минералов обходится дешевле ресайкла аккумулятора.
Представители индустрии утверждают, что сейчас в мире перерабатывается всего 5% литий-ионных батарей. Проблема утилизации обострится спустя 15-20 лет эксплуатации: именно столько, по оценкам экспертов, должен служить источник питания. Также остается вопрос: какова судьба аккумуляторов сотен сравнительно новых машин, организовавших сразу несколько кладбищ в Китае. Шокирующие снимки огромных полигонов с выпотрошенными авто в прошлом году облетели все СМИ.
Индустрию качественной переработки в силу капиталоемкости процесса может спровоцировать лишь очередной экологический коллапс, — уверены эксперты. Но, как известно, кризис — время больших возможностей. Но без поддержки государства воспользоваться этими возможностями не удастся.
«Как только у миллионов больших батарей закончится срок службы, появится эффект масштаба, который сделает переработку более эффективной, а экономическое обоснование сделает сферу более привлекательной», — отметил управляющий директор лондонской консалтинговой компании Circular Energy Storage Ханс Эрик Мелин.
Перспективы развития переработки аккумуляторов есть и в России, как с точки зрения дешевой электроэнергии, так и удачного территориального расположения для настройки международного сотрудничества. Стоит отметить, что кроме электрокаров по городам также курсируют тысячи самокатов и пауэбайков на батареях, которые выходят из строя уже сегодня.