Примерное время чтения: 8 мин.
В мировой практике введение ответственности за историческое загрязнение окружающей среды стало толчком для формирования рынка экологического страхования. На сегодняшний день экологическое страхование является одним из способов управления соответствующими рисками, включая риски исторического загрязнения.
Главной особенностью такого страхового полиса является то, что страховым случаем является не причинение вреда, а предъявление претензии в течение срока страхования. Поскольку причинение вреда, которое повлекло за собой предъявление претензии, могло произойти несколько лет или даже десятилетий назад, страховщики иногда устанавливают в полисе так называемую ретроактивную дату. Претензии в отношении случаев причинения вреда, произошедших до наступления этой даты, не будут рассматриваться в качестве страхового случая.
Также для принятия решения о предоставлении покрытия накопленного экологического вреда в качестве обязательного требования устанавливают необходимость проведения экологической экспертизы предмета страхования. Экспертиза с последующим составлением отчета о возможных рисках и их последствиях может проводиться силами либо страховщика, либо специализированной организации в сфере экологического аудита и консалтинга. Естественно, должен быть соблюден принцип, согласно которому страховой случай будет обладать признаками вероятности и случайности, то есть страхователь в момент заключения договора страхования должен находиться в добросовестном неведении относительно факта наличия накопленного вреда на страхуемом объекте.
Эффективным инструментом управления экологическими рисками в ходе купли-продажи имущества, о загрязнении которого пока неизвестно, но существует вероятность, что оно может проявиться впоследствии, является полис на случай передачи права на имущества (Property Transfer Policy, США). В полисе зафиксированы два соглашения о страховании: об ответственности перед третьими лицами и о расчистке территории и застрахованного имущества. Данный полис предполагает передачу прав и обязанностей по нему последующим собственникам проданного имущества.
При анализе вопроса о допустимости страхования рисков, связанных с «историческим загрязнением», важно учитывать следующее:
1) При оценке размеров вреда окружающей среде необходимо учитывать, что некоторые применимые таксы и методики определения размера вреда окружающей среде учитывают продолжительность воздействия, в результате которого причиняется вред окружающей среде. Например: Методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, утвержденная Приказом Минприроды России от 28.01.2021 № 59, а также Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденная Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948; Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденная Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87; Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод, утвержденная Приказом Госкомэкологии РФ от 11.02.1998 № 81.
Напротив, Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238, а также Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденная Приказом Минсельхоза России от 31.03.2020 № 167; Особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденная постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730; Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания, утвержденная Приказом Минприроды России от 28.04.2008 № 107, и Методика исчисления крупного и особо крупного ущерба для целей статьи 258 уголовного кодекса российской федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 10.06.2018 № 750, данный параметр не учитывают.
Таким образом, в отношении не всех компонентов окружающей среды возможен учет длительности периода, в течение которого причиняется вред окружающей среде. То есть, в случае, если вред окружающей среде «равномерно причинялся» на протяжении длительного периода времени текущим владельцем (страхователем) и (или) его правопредшественником, то в отношении атмосферного воздуха и (или) водных объектов длительность такого загрязнения будет учтена при расчете размеров вреда окружающей среде, а в отношении почв и (или) охотничьих ресурсов — нет, поскольку это не предусмотрено в указанных методиках.
2) Согласно ст. 67 Федерального закона об охране окружающей среды в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, лицами, эксплуатирующими объекты I-III категорий НВОС, разрабатываются и утверждаются соответствующие программы производственного экологического контроля (ПЭК).
Программа ПЭК содержит сведения об инвентаризации выбросов, сбросов, отходов производства и потребления, а также о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений, а также согласно п. 7 ст. 67 Закона об охране окружающей среды, отчетность об организации и о результатах осуществления ПЭК подается регулярно (ежегодно).
В отношении рассматриваемых отраслей необходимо отметить, что требования, направленные на предупреждение вреда окружающей среде, должны соблюдаться как на этапах архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (ст. 36 Закона об охране окружающей среды), так и при осуществлении деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции (ст. 46 Закона об охране окружающей среды).
Согласно п. 1 ст. 9 Закона об организации страхового дела страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование, которое должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ данное требование означает, что страхователь должен находиться в добросовестном неведении относительно наступления события, на случай которого проводится страхование (п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.11.2003 № 75 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с исполнением договоров страхования»). При решении вопроса о том, обладает ли соответствующее событие признаком случайности, суд принимает во внимание характер страхового случая и наличие у страхователя информации о таком событии.
Из вышеуказанного следует, что страхование от рисков, связанных с «историческим загрязнением», является допустимым при условии соблюдения критерия случайности страхового риска, то есть если страхователь не знал и не должен был знать о наличии загрязнения и причиненного им вреда окружающей среде, в частности, в случаях, когда данные об «историческом загрязнении» не были и не могли быть получены страхователем в ходе осуществления ПЭК или иным образом.
Важно также отметить, что по смыслу ст. 944, 945 ГК РФ на страховщика, как на профессионального участника оборота, возложено бремя истребования и сбора информации о страховом риске, и страховщик несет риск наступления последствий заключения договора без соответствующей проверки состояния предмета страхования. В судебной практике встречается подход, согласно которому в случае, если страховщик не воспользовался своим правом на проведение оценки страхового риска, суды отклоняют доводы страховщика о введении его в заблуждение и обязывают его выплатить страховое возмещение.