Примерное время чтения: 5 мин.
Промышленные революции и развитие науки дали людям возможность жить в комфортных как никогда прежде условиях и пользоваться всеми благами цивилизации, однако, обратной стороной научно-технического прогресса стало обострение экологических проблем, таких как крупномасштабное загрязнение окружающей среды, исчерпание запасов природных ресурсов и ухудшение здоровья людей.
В России земля и другие природные ресурсы находятся под защитой Конституции РФ, согласно ч. 1 ст. 9 они используются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Виды ответственности за экологические правонарушения закреплены в ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ими могут быть:
Имущественная (гражданско-правовая) ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды закреплена в Гражданском кодексе Российской Федерации. Эта сфера регулируется также иными правовыми актами, к примеру, Федеральным законом № 7-ФЗ предусматривается полное возмещение вреда, нанесенного окружающей среде. Это ответственность за причиненный вред, нерациональное использование природных ресурсов и т.п. Часто речь идет о дополнительных последствиях имущественного характера, то есть ответственность за рассматриваемые деяния наступает вместе с уголовной или административной.
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена для физических и юридических лиц, профессиональная деятельность которых предполагает взаимодействие с окружающей средой и использованием природных ресурсов.
Такая ответственность прописана в ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации. Нарушителю грозит замечание, выговор или увольнение по соответствующим основаниям. Эти меры применяют администрации учреждений, предприятий или организаций в отношении своих работников, которые совершили экологическое правонарушение.
Легальное понятие административного экологического правонарушения отсутствует. В комментарии к Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды» под экологическим правонарушением понимается противоправное, виновное деяние, причиняющее вред или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда, либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.
Административная ответственность за экологические правонарушения общего характера регулируется гл. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). К ним относятся такие как: несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации объектов; несоблюдение требований при обращении с отходами производства и потребления нарушение правил охраны атмосферного воздуха, уничтожение мест обитания животных и др. Помимо гл. 8 КоАП административная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена другими нормативными актами.
Объектом специальных экологических правонарушений выступают общественные отношения по охране и рациональному использованию конкретных природных объектов или ресурсов: земли, недр, атмосферного воздуха, водных объектов, леса, животного мира, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, особо охраняемых природных территорий.
Применение административной ответственности возможно, если в преступлении отсутствует уголовный состав. В этом случае нарушителю грозит предупреждение, штраф, дисквалификация и др.
Виновное лицо не может быть привлечено к административной и уголовной ответственности за одно и то же правонарушение, так как это противоречит международным принципам (Европейская конвенция по правам человека 1950), а также и принципам уголовного закона.
Стоит отметить, что административная и уголовная ответственность наступают в связи с различным причинением вреда имуществу, жизни, здоровью, интересам граждан и, следовательно, различной общественной опасностью правонарушений или преступлений. Основные признаки, которые служат разграничением состава административного правонарушения от преступления, определены в Уголовном Кодексе РФ (УК РФ). Это повторность, наличие умысла, крупный ущерб, причинение вреда здоровью людей, животным, сельскохозяйственному производству (ст. 248, 249, 252 УК РФ).
Самым значимым отличием уголовного правонарушения от административного является повышенный уровень общественной опасности. Также эти понятия могут отличаться средствами и местом противоправного деяния. Между уголовной и административной ответственностью установлена тонкая грань. И чтобы правильно квалифицировать противоправное деяние, нужно очень внимательно изучить все признаки состава преступления. Если при этом что-то упустить, административная ответственность может перерасти в уголовную и наоборот.
Уголовная ответственность за экологические правонарушения закреплена в гл. 26 «Экологические преступления» Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации. УК РФ предусматривает семнадцать составов экологических преступлений. Среди них одно из центральных мест занимают статьи 250-251 УК РФ, регламентирующие ответственность за загрязнение водоемов и воздуха.
Предусмотрены следующие меры наказания: штраф, обязательные и исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также лишение свободы.
Составы экологических преступлений отличаются от составов других видов, предусмотренных уголовным законодательством, по двум основным признакам — объекту и наличию вреда, причиненного природной среде. Непосредственным объектом экологического преступления является компонент природной среды, органически связанный с окружающим естественным миром.
Важно добавить, что привлечение к административной и уголовной ответственности не освобождает виновное лицо от обязанности возместить причиненный экологический вред (ущерб). Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда.