Примерное время чтения: 7 мин.
В мировой практике существует понятие исторического загрязнения, под которым понимается вред, наносимый окружающей среде объектом (предприятием) в результате аварий, инцидентов или происшествий в настоящем времени, а также тот, что был нанесен в прошлом (в том числе до начала эксплуатации), при этом ущерб мог «равномерно причиняться» окружающей среде на протяжении длительного периода времени как текущим владельцем объекта, так и его правопредшественниками. В российском законодательстве термин «историческое загрязнение» не используется, но есть схожий ему по смыслу «накопленный вред окружающей среде». Вместе с понятием «объекты накопленного вреда окружающей среде» он был введен Федеральным законом от 3 июля 2016 годы № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в числе которых — Федеральный закон от 10 января 2002 годы № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Под накопленным вредом окружающей среде (НВОС) понимается вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и другой деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объёме.
Объектами накопленного вреда окружающей среде (ОНВОС) признаются территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде. Объекты накопленного вреда окружающей среде отрицательно влияют на состояние земель, водных ресурсов, атмосферного воздуха, они содержат в себе вредные вещества, опасные для жизни и здоровья людей.
Ключевыми проблемами появления объектов накопленного вреда окружающей среде являются такие как уход субъектов от обязательств и недостаточность финансовых гарантий по обязательствам, возникающим при возмещении вреда окружающей среде, а также процесс ликвидации объектов накопленного вреда. Нередко встречаются ситуации, при которых субъекты в процессе деятельности организации накапливают отходы, образуя тем самым объекты накопленного вреда окружающей среде, получают прибыль, но не создают каких-либо инструментов и экономических механизмов (фондов, финансовых резервов) для последующей ликвидации и (или) переработки отходов, образованных в процессе хозяйственной деятельности.
Выявлять и проводить оценку объектов НВОС могут органы власти, уполномоченные на организацию работ по ликвидации таких объектов. Выявление объектов НВОС, согласно ч. 1, 3 ст. 80.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», производится путем оценки и учета земельных участков и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась хозяйственная и иная экономическая деятельность и (или) на которых расположены объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, не имеющие собственника. Такие объекты учитываются путём их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ГРОНВОС), порядок ведения которого устанавливается Правительством России.
Ведение реестра (включение и (исключение) в (из) него объектов накопленного вреда окружающей среде) осуществляются исключительно по инициативе органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Участие граждан и юридических лиц в процедурах выявления, инвентаризации и регистрации объектов накопленного вреда окружающей среде действующим законодательством РФ не предусмотрено. Равным образом в законодательстве РФ отсутствуют механизмы по обеспечению участия граждан и юридических лиц в организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Постановлением от 13 апреля 2017 года № 445 утверждены Правила ведения реестра объектов, которые устанавливают структуру реестра, определяют порядок его ведения, полномочие по ведению реестра закреплены за Министерством природных Российской Федерации.
В случае, если на объекте имеется накопленный вред окружающей среде, а сам объект внесен в реестр, бремя ликвидации накопленного вреда окружающей среде возлагается на органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, то есть его ликвидация осуществляется за счет средств государства.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработана и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды», в рамках которой предусмотрены ликвидация несанкционированных свалок в границах городов и ликвидация наиболее опасных ОНВОС.
Государственная поддержка ликвидации ОНВОС осуществляется в рамках федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология» в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта (приложение № 6 к Программе).
Из судебной практики:
В деле № А50-40650/2018 объект не был включен в реестр, но на объекте лица были признаки накопленного вреда окружающей среде (вред возник до начала эксплуатации этим лицом), а суд обязал лицо провести рекультивацию в рамках исполнения лицензионных обязанностей (как недропользователя на лицензионном участке), хотя фактически работы были направлены на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде.
Ликвидация накопленного вреда окружающей среде в соответствии с положениями ст. 1, 80.1, 80.2 закона об охране окружающей среды проводится исключительно в отношении объектов, которые включены в реестр. Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 г. № 542.
Организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя:
Анализ законодательства РФ и судебной практики показывает, что, даже в том случае, если текущий собственник своей деятельностью не причинял вред окружающей среде и известен прошлый собственник (эксплуатант), то риски возложения ответственности за вред окружающей среде именно на текущего собственника сохраняются. Как правило, условием возложения такой ответственности на текущего собственника (эксплуатанта) является его недобросовестность при приобретении прав на объект, в частности, его осведомленность о наличии загрязнения и о наличии соответствующей обязанности устранить загрязнение (возместить вред окружающей среде) в момент покупки.
1 сентября 2023 года вступает в полную силу «Усольский» закон, который регламентирует необходимость реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации объекта при выводе его из эксплуатации (консервации или ликвидации). Соответствующий план мероприятий, документы, подтверждающие финансовое обеспечение их реализации, сведения о заключении государственной экологической экспертизы плана, а также о заключении об обоснованности определения сметной стоимости реализации предусмотренных планом мероприятий должны будут представляться в Росприроднадзор.