Примерное время чтения: 9 мин.
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту и сохранение окружающей среды. Она является также способом реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, которое закреплено в статье 42 Конституции РФ и представляет собой источник экологически значимой информации, а также служит средством доказывания при разрешении споров в сфере охраны окружающей среды.
Экологическая экспертиза — это обязательная процедура, при проведении которой выявляется соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям. Указанный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 N 1421-О-О.
Функциями экологической экспертизы являются:
- Природоохранная — заключается в своевременном проведении экологической экспертизы и реализации проекта с учетом рекомендаций оценщиков и существующего законодательства, способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду.
- Предупредительная — заключается в проведении экологической экспертизы. Необходимо начинать как можно раньше, на предпроектные стадии.
- Прогностическая — заключается в прогнозировании негативных последствий для окружающей среды и здоровья человека.
- Правоохранительная — проведение экологической экспертизы в целях соблюдения действующего природоохранного законодательства.
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими особенности и нюансы проведения ГЭЭ являются:
- Федеральный Закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
- Федеральный Закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
- Градостроительный кодекс РФ
- Федеральный Закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»
- Федеральный Закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»
Также правовое регулирование экологической экспертизы осуществляется международными актами. Последние применяются при проведении экологической экспертизы, если российское законодательство содержит нормы, противоречащие международным, или если отношения не урегулированы внутренним законодательством страны. На международном уровне общие принципы государственной экологической экспертизы сформулированы через процедуру оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), так как она является информационным источником экологической экспертизы.
Помимо вышеуказанного существует ряд подзаконных нормативных актов, регулирующих вопросы проведения ГЭЭ:
- Постановление Правительства РФ от 07.11.2008 N 822 «Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы»
- Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 942 «Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе»
- Приказ Минприроды РФ от 12.05.2014 N 205 «Об утверждении Порядка определения сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы»
- Приказ Минприроды РФ от 06.05.2014 N 204 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня»
- Приказ Минприроды РФ от 23.09.2013 N 404 «Об утверждении Порядка оплаты труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы»
- Приказ Минприроды России от 22.07.2011 N 645 «Об утверждении форм и содержания представления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области экологической экспертизы» и др.
- Приказ Минприроды РФ от 30.10.2008 N 273 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной функции по надзору за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений».
Цель проведения экологической экспертизы — предотвращение негативного воздействия намечаемой (планируемой) хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Статья 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» устанавливает следующие принципы, на которых должны основываться экологическая экспертиза:
- презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
- комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
- обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
- научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
- гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
- ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
В Российской Федерации осуществляются два вида экологической экспертизы: государственная и общественная. Оба вида экологической экспертизы основываются на единых принципах, имеют одни цели, их объекты также могут совпадать. Государственная экологическая экспертиза проводится федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Государственная экологическая экспертиза проводится на двух уровнях: федеральном и региональном. А общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе граждан и общественных объединений.
Общий порядок проведения государственной экологической экспертизы предусматривает следующие стадии:
- представление заказчиком необходимых материалов для проведения государственной экологической экспертизы в уполномоченный орган государственной власти (почтовым отправлением, лично либо в форме электронных документов);
- прием и регистрация заявления и материалов — со дня поступления заявления и материалов;
- рассмотрение заявления и представленных материалов — со дня получения ответственным исполнителем зарегистрированных заявления и материалов;
- оплата заказчиком государственной услуги в соответствии со счетом и сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы;
- формирование и направление межведомственных запросов — в случае непредставления по инициативе заказчика документов, представление которых для него не является обязательным;
- подготовка и издание приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы;
- проведение государственной экологической экспертизы;
- утверждение заключения государственной экологической экспертизы;
- выдача заключения государственной экологической экспертизы.
С 1 марта 2023 года изменился порядок проведения ГЭЭ в связи со вступлением в силу постановления Правительства РФ от 5 сентября 2022 № 1562 «О внесении изменений в Положение о проведении государственной экологической экспертизы».
Сократились сроки проведения ГЭЭ. Проведение ГЭЭ должно начаться в течение 5 рабочих дней с момента оплаты и приемки рабочих материалов (ранее — 7 рабочих дней); а срок проведения ГЭЭ федерального уровня для документации, обосновывающей осуществление аквакультуры, сокращен с 2 месяцев до 20 рабочих дней.
Также изменился порядок направления материалов на ГЭЭ: их больше нельзя направлять в бумажном виде, а только в электронной форме через портал Госуслуг или ведомственный программный ресурс (материалы должны быть подписаны УКЭП для юридических лиц и ИП, простой ЭЦП — для физических лиц).
Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:
- о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды;
- о возможности реализации объекта экспертизы.
Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:
- о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;
- о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» продлевается срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, если работы на объекте идут без отступления от документации, уже получившей такую экспертизу до 31 декабря 2023 года.