© Данила Большаков / Фотобанк Лори
Примерное время чтения: 8 мин.
Города веками развивались по принципу доминирования над природой. Философия «дренировать и отводить», унаследованная от индустриальной эпохи, превратила ливни в стихийные бедствия, парализующие жизнь мегаполисов. А в периоды засухи те же самые города страдают от острой, мучительной нехватки воды, когда обширные бетонные и асфальтовые массивы, словно раскаленные сковороды, усугубляют эффект городского теплового острова, делая летние месяцы невыносимыми для существования.
Однако в последние десятилетия на горизонте устойчивого развития городов замаячила новая концепция «города-губки». Эта идея предлагает научиться взаимодействовать с водой. Основные цели превращения городов в гигантские «губки» — смягчение погодных условий и предотвращение связанных с ними стихийных бедствий, повышение качества воды, восполнение подземных вод и, конечно, создание устойчивой городской среды.
Исторически люди селились возле водных систем и умели использовать и беречь воду. С началом промышленной революции инженерная мысль сосредоточилась на скорости отведения воды с городских территорий для предотвращения распространения болезней. Трубы, каналы и коллекторы стали символом прогресса и санитарной безопасности. Подход, опирающийся на сети труб и каналов, оказался не только недостаточно эффективным, но и усугубил проблемы в условиях меняющегося климата. Экстремальные осадки приводят к масштабным наводнениям, а периоды засух усугубляются отсутствием естественного пополнения грунтовых вод.
На этом фоне учёные, градостроители и инженеры начали переосмысливать роль воды в городе. Сегодня они говорят о глобальном потеплении и его последствиях, которые ощущаются повсеместно. Повышение температуры воздуха приводит к увеличению частоты и интенсивности осадков. При ливнях, которые, вероятно, будут случаться всё чаще и с большей разрушительной силой, традиционная инфраструктура не будет справляться с нагрузкой, и продолжат происходить подтопления водосборных территорий. Для решения этой проблемы требуется применение новых подходов в строительстве.
Концепция «город-губка» является одним из трендов в урбанистике последних 10 лет. Она предполагает сокращение объема поверхностного стока, поступающего в канализационные сети за счет перехода к возврату выпавших осадков в природную среду (благодаря проницаемым покрытиям дорог, внедрению озеленённых кровель, созданию биоплато и дождевых садов), а также снижению нагрузки на канализационные сети.
Концепция таких городов основана на использовании ландшафтных решений, направленных на задержание и повышение качества воды, уменьшение поверхностного стока, восполнение подземных вод, снижение эффекта городского теплового острова и повышение биоразнообразия.
Водопроницаемые покрытия дорог позволят дождевой воде впитываться в почву, пополняя водоносные горизонты. А зелёные крыши и фасады зданий — снижать объем поверхностного стока и смягчать эффект городского теплового острова. Углубления с влаголюбивыми растениями служат природными фильтрами прямо под окнами, собирая и очищая ливневые стоки. Биодренажные канавы, газоны, парки и даже дождевые бочки или цистерны для сбора воды также помогают собирать и обрабатывать потоки воды, прежде чем они достигнут централизованных систем.
Важную роль в этой системе играет создание биодренажных систем, таких как городские водоемы, искусственные водно-болотные угодья, специально спроектированные зоны затопления и фильтрационные бассейны, которые служат не только естественными резервуарами для накопления воды и её природной фильтрации, но и способствуют повышению биоразнообразия в городской среде. Предполагается, что биодренажные системы («губки») смогут хорошо функционировать даже в районах с холодным климатом.
Концепция «города-губки» уже активно внедряется в Китае и Германии, но постепенно к этой технологии подключаются и в США, Канаде, Перу, Австралии, Сингапуре, Кении и Бангладеше. В Берлине уже более 18 тысяч крыш и множество фасадов прекрасно озеленены. Более того, в некоторых немецких городах озеленение крыш стало обязательным для определенных зданий, и до 70% водосбора происходит именно через такие зелёные системы.
В Китае концепцию «городов-губок» начали реализовывать с 2000 года. Наводнение в Пекине 21 июля 2012 года, ущерб которого составил более 10 миллиардов юаней, побудило власти вывести эту концепцию на уровень общенациональной политики. Китайский институт строительных стандартов и исследований создал систему проектирования и строительства «городов-губок». Пилотные проекты были запущены в 16 китайских городах в 2015 и 2016 годах. Амбициозные планы включают превращение в «губки» 80% городских районов в мегаполисах к 2030 году с «повторным» использованием до 70% дождевой воды. Сейчас эту технологию применяют уже в Шэньчжэне, Тяньцзине, Пекине, Ухане, Сямыне, Чунцине, Харбине, Лингане, Шанхае и других городах Китая.
После ливня 2011 года в Копенгагене (Дания) был разработан «План управления ливневыми паводками», включающий создание «Голубо-зелёной инфраструктуры» для превращения улиц и парков в эффективные водосборники.
В Роттердаме (Нидерланды), внедряются «Водные площади», которые служат общественными пространствами в сухую погоду и вмещают тысячи кубометров воды во время дождей, а также Парк де Маас — уникальный зеленый коридор, способствующий управлению водой.
Сингапур, с его знаменитой программой «Active, Beautiful, Clean Waters» (ABC Waters), демонстрирует, как можно интегрировать воду в городскую ткань для красоты, функциональности и водоснабжения, превращая каждый водоток в элемент ландшафтного дизайна.
Восстановление русла ручья Чхонгечхон в Сеуле (Южная Корея), превратившее заброшенную магистраль в оживленную зеленую зону, или район Августенборг в Мальмё (Швеция), ставший образцом устойчивого развития и управления дождевой водой, также служат вдохновляющими примерами.
Кстати, старую часть Зеленоградского административного округа Москвы, которая начала строиться еще в конце 1960-х годов, вполне можно было бы отнести к «городам-губкам». Это уникальный случай в истории советского градостроительства: здесь широко озелененные жилые кварталы, улицы, площади, фонтаны и предприятия перемежаются с рощами, лесами, прудами, озерами и ручьями, занимая более половины своей территории под зеленые насаждения и водоемы, что способствует естественной фильтрации и удержанию влаги, а его продуманная система ливневой канализации до недавнего времени справлялась с большинством осадков, демонстрируя присущие «губке» характеристики.
Все эти примеры показывают, что «город-губка» — это не утопия, а реальный, доказанный путь к более гармоничному и устойчивому будущему наших мегаполисов, где вода вновь становится союзником, а не проблемой.