Примерное время чтения: 26 мин.
Анастасия Шлентова, студентка магистратуры Уральского федерального университета (УрФУ), факультет журналистики, кафедра издательского дела
Аннотация. Мировое сообщество довольно давно пытается разрешить возникшие экологические проблемы, сократить и предотвратить последствия изменения климата. За последние десятилетия в этот процесс все больше включаются и университеты. Это связано с осознанием общемировых экологических проблем и собственного влияния на состояние экологии.
В статье подчеркивается необходимость скорейшего перехода вузов в раздел «зеленых» по ряду причин. Во-первых, этого требует экологическая ситуация и текущая степень экологического кризиса. Во-вторых, разработанные в России программы по сокращению углеродного следа и иные договоры международного уровня в сфере климатических изменений вынуждают различные институции менять подход к организации своей деятельности. В-третьих, всегда стоит помнить о том, что вузы готовят специалистов будущего и непосредственно в самой деятельности вузов должен отражаться данный подход — учет текущей работы в долгосрочной перспективе.
На данный момент в России процесс перехода вузов на рельсы устойчивости недостаточно широк, хотя из года в год наблюдается положительная динамика. Цель данной статьи — восполнить этот пробел, проанализировав российский и зарубежный опыт внедрения одного из принципов устойчивого развития (экологический) в образовательный процесс с различных точек зрения: студенческие движения, администрация вузов, правительство и бизнес. В качестве материала изучены практики российских вузов преимущественно за последние 5 лет.
В основной части статьи рассмотрена основная движущая сила вузов — студенты. Показаны возможности позитивных изменений за счет расширения влияния инициатив «снизу». Далее рассмотрены действия по экологизации со стороны администрации вузов, описаны траектории развития по двум направлениям работы: внешние — связанные с подготовкой будущих кадров, и внутренние — связанные с организацией собственной деятельности.
В заключение приведены данные о повышении интереса к инвестициям в сферу образования, связанным с устойчивым развитием, со стороны правительства и бизнеса, что обусловлено ежегодным усилением экологической повестки в национальной политике. Описаны реализованные проекты подобных коллабораций в регионах страны. В результате исследования выявлен потенциал для масштабирования аналогичных практик в других вузах. Приводятся рекомендации по внедрению в образовательный процесс принципов устойчивого развития, которые обеспечат передовое образование, по разработке экологической политики на основе существующих примеров из российской и зарубежной университетской практики.
Проблемы экологического характера в современном понимании не уходят из мировой повестки с 1970-х годов. Термин «устойчивое развитие», впервые прозвучавший в 1987 в докладе «Наше общее будущее» Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, прочно закрепился как в научной литературе, так и практике различных институций.
Под концепцией «устойчивого развития» понимается комплекс мер, нацеленных на удовлетворение текущих потребностей человека при сохранении окружающей среды и ресурсов, то есть без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. В 2015 году Генеральная Ассамблея ООН одобрила Цели устойчивого развития и Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, включающую 17 целей, и предусматривающая три основные составляющие — социальную, экономическую и экологическую, баланс которых составляет основу устойчивого развития. В современных практиках различных организаций также часто используется аббревиатура ESG (Environmental — окружающая среда, Social — общество, Governance — корпоративное управление) — термин, который мы также будем упоминать в тексте статьи.
С каждым годом увеличивается разнообразие способов достижения целей устойчивого развития ООН, которые включают в себя, кроме прочего, борьбу с изменением климата, сохранение экосистем, ответственное потребление и производство. Для достижения целей ООН призывает к мобилизации усилий на различных уровнях — от глобального (стратегические задачи и усилия) до личностного (в том числе речь идет об инициативах молодежи, представителей гражданского общества, научных кругов и каждого отдельного гражданина).
Постепенно в процессы, связанные с достижением целей устойчивого развития, включаются новые институции, ранее остававшиеся в стороне. С недавних пор и университеты начинают осознавать силу влияния и необходимость в продвижении и приверженности устойчивого образа жизни. Университеты — это места, которые вносят активный вклад не толь ко в озеленение кампусов, но и в достижение целей устойчивого развития [2]. Ведь именно учреждения образования в первую очередь прививают актуальные знания и навыки, задают вектор развития будущим поколениям. Кроме того, в зоне ответственности вузов находится проведение информационной кампании по оповещению о современных проблемах мира, страны или региона, требующих внимания студентов. Актуальная повестка определяет дальнейшие образовательные векторы: какие проблемы должны будут решать будущие специалисты? для какой деятельности мы их готовим? Нерешенные экологические проблемы убеждают все большее количество университетов в необходимости становиться «зелеными». Цель данной статьи — проанализировать российский и зарубежный опыт внедрения одного из принципов устойчивого развития (экологический) в образовательный процесс с различных точек зрения: студенческие движения, администрация вузов, правительство и бизнес.
Россия ратифицировала множество договоров в сфере климатических изменений, а также разработала собственный план действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. В этой связи перспективным кажется активное включение вузов в реализацию данного плана. Аналогичного мнения придерживаются и авторы из Московского государственного университета, говоря о необходимости развития процесса перехода к «зеленой» экономике (которая для нашей страны связана с модернизацией и уходом от экспортно-сырьевой зависимости), в том числе и с помощью вузов, поскольку традиционно на базе университетов осуществляются экологические инициативы и могут формироваться будущие экологические лидеры [3].
Статья основана на анализе опыта экологических студенческих движений, «зеленых» университетов, национальной политики в сфере устойчивого развития и проектов по экологизации бизнеса, а также на изучении причин, подтолкнувших университеты к этим процессам. Рассмотрены практики преимущественно за последние 5 лет таких вузов, как: Московский государственный университет (далее — МГУ); Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (далее — НИУ ВШЭ); Российский химико-технологический университет (далее — РХТУ); Екатеринбургская академия современного искусства (далее — ЕАСИ); Алтайский государственный университет. Отбор университетов производился по принципу наличия в вузе экологической политики или, при ее отсутствии, стремлении к внедрению принципов устойчивости в различные аспекты работы вуза — взаимодействие со студентами, партнерами и внутренние процессы. Данное разделение сохраняется и внутри статьи — для наглядности и лучшего понимания направлений деятельности вуза в контексте экологизации исследование содержит три блока — студенты, администрация вузов, правительство и бизнес.
В исследовании применялись методы сравнительного и количественного анализа, а также метод наблюдения — во время двухлетнего обучения по программе магистратуры имелась возможность изучения аспектов экологизации вузов изнутри. Собранная информация обобщалась, интерпретировалась, и в итоге данные методы позволили провести классификацию материала и получить новые результаты.
Основная движущая сила вуза — студенты, и зачастую именно от них поступают инициативы по различным направлениям, в том числе экологического характера. Ввиду не всегда достаточной поддержки со стороны администрации, такие проекты становятся малоэффективными, носят нерегулярный характер, остаются незамеченными, либо вовсе не осуществляются. Но именно в совместной и более углубленной работе с администрацией возможно достичь эффекта синергии на благо не только вуза, но и локальной территории, а далее масштабировать этот опыт. В задачи вузов входит обеспечение пространства для реализации задуманных идей у студентов как творческих, так и технических специальностей, а также поддержка не только на первых этапах реализации проекта, но и в дальнейшем продвижении особо ценных и значимых.
В разных странах складывается своя практика реализации экологических инициатив на территории университетских кампусов, и порой разница подходов весьма существенная. Так, например, в Китайской Народной Республике реализация концепции «зеленый кампус» основана на внедрении инженерных инноваций, в России же можно отметить преимущественное развитие студенческих экологических мероприятий [4]. В целом существует некоторый пробел в исследовании мирового опыта развития эко-кампусов, в том числе российских практик и их особенностей [5]. Одна из задач настоящей статьи — проанализировать некоторые аспекты реализуемых экологических студенческих организаций.
Наиболее активные студенты организуют на территории вузов собственные объединения. В качестве примера можно привести ЭкоГильдию — экологическое движение студентов всех факультетов МГУ и других вузов, участники которого определили свои задачи следующим образом:
Кроме того, в социальных сетях ЭкоГильдии для всех заинтересованных размещается актуальная и полезная информация на темы экологии и о проведении смежных событий. Например, публикуется информация о проведении партнерских опен-коллов для художников на такие темы как:
Таким образом, студенческая организация выходит за пределы своего вуза и несет ценности экологического подхода на более широкую аудиторию.
На базе Высшей школы экономики также есть экологическая студенческая организация «Зеленая Вышка», принципы которой разделяет и поддерживает вуз. На сайте университета заявляется: «НИУ ВШЭ как один из лучших вузов России идёт в ногу со временем и становится “зеленым” университетом. Уже сейчас Вышка делает многое, чтобы стать самым экологичным университетом в России. “Зелёный” университет — это в первую очередь сознательные студенты и сотрудники».
Также примечательно, что именно по инициативе студентов в свое время программой «Эко-школы/зеленый флаг» заинтересовались вузы в Ирландии, России, Португалии, Исландии и Испании [6], что свидетельствует о заинтересованности как со стороны учеников, так и со стороны администрации в совместном продвижении к достижению целей устойчивого развития.
Одним из перспективных направлений для формирования и развития экологического мышления может стать такой важный продукт студенческой деятельности как выпускная квалификационная работа (далее — ВКР). Выбор тем, освещающих проблемные области современной культуры, в том числе — экологические, может способствовать как осмыслению проблемной ситуации, так и реализации конкретных практик, проектов в области экологии.
Проект Effective Thesis существует как раз для того, чтобы облегчить студентам процесс выбора темы ВКР и помочь с пользой провести время в университете. Стоит отметить, что проект опирается на принципы эффективного альтруизма и рекомендации из книги оксфордского магистра по философии Бенджамина Тодда «80000 часов: как построить успешную карьеру с пользой для мира». Осознанный подход студентов к выбору тем ВКР (в том числе с опорой на список Effective Thesis), позволил бы сформировать значительный пул работ по современным проблемам.
Администрация вузов
Переходя к изучению опыта вузов, хочется отметить, что, как справедливо указывают авторы методического пособия «Как сделать вуз зеленым» [5], экологизация может стать и уже становится одним из показателей эффективной деятельности вуза.
«Зеленый вуз» — это образовательная организация с особой образовательной моделью, только дополнительных студенческих инициатив недостаточно для достижения целей устойчивого развития. Именно поэтому в данные процессы в первую очередь должна быть включена администрация вузов, управленческий состав. А. С. Чухров отмечает, что интеграция основных составляющих устойчивого развития «предполагает ярко выраженную направленность, связанную с трансформацией образовательных ценностей в личностные смысловые установки субъектов образовательного процесса. Интеграция в образовании основывается на внутренней мотивации, стимулирования саморазвития, субъект-субъективных отношений средствами преподаваемой дисциплины в рамках программного материала. Адаптация идей устойчивого развития поможет формировать у студентов экологическое мышление на основе экосистемной познавательной модели» [8, c. 219].
Схожие проблемы по выстраиванию новой образовательной модели с учетом целей устойчивого развития решают университеты не только России, но и других стран. Так, исследуя опыт Флорентийского университета, Сильвия Фисси и другие авторы отмечают, что «университеты могут играть ключевую роль в построении более устойчивого общества двумя различными способами. С одной стороны, путем снижения негативного воздействия их деятельности на экономику, общество и окружающую среду; с другой стороны, путем внедрения устойчивых практик в учебные планы и исследовательские программы» [9]. Таким образом, «зеленый университет» должен демонстрировать не отдельные аспекты экологического подхода к организации деятельности, а устойчивое развитие во всех возможных аспектах своей деятельности (например, институциональная структура, функционирование кампуса, преподавание, исследования, вовлечение сообщества, отчетность). Это же применимо и для выстраивания модели «зеленого университета» в любой стране.
Насколько вузы стравляются с этой задачей, можно оценить, ознакомившись с рейтингами «зеленых» вузов, где оценивается внедрение устойчивых практик, а также со сборниками успешных практик. Например, среди российских вузов в первую сотню международного рейтинга UI Green Metrics World University Ranking за 2023 год входят РУДН и Сибирский федеральный университет.
На примере статистики «ВузЭкоФеста» хорошо видно (рисунок 1), что с каждым годом в России увеличивается количество участников и мероприятий экологической направленности (фестивалей, вузовских событий).
«ВузЭкоФест» — культурно-просветительский проект, который ежегодно проводит мероприятия, посвященные темам устойчивого развития в вузах Российской Федерации и СНГ. Миссия проекта — улучшить окружающую среду за счет внедрения концепции зеленых университетов и интеграции принципов устойчивого развития в деятельность вузов, городов и стран через раскрытие лидерского потенциала молодежи при реализации мероприятий в области устойчивого развития. Темой юбилейного 2024 года стала профессиональная ориентация молодых людей в области устойчивого развития.
Стоит также сказать о существовании ассоциации и общероссийской программы «Зеленые вузы России», целью которых является формирование экологического мышления в вузовском сообществе. В разделе сайта с полезной информацией можно найти следующие материалы, которые могут быть полезны администрациям вузов:
Университет как крупная структурная единица имеет большее влияние в принятии решений и изменении стратегий поведения, нежели отдельный человек. Поэтому кажется целесообразным проводить экологические преобразования в вузе «сверху», дабы вовлечь как можно большее количество участников, и своеобразной мягкой силой сформировать правильные привычки, остро необходимые как сейчас, так и в будущем. В данной связи подчеркивается возрастающая роль и деятельности преподавателя, «как эффективного менеджера организации учебно-познавательного процесса студентов при построении модели интегрированного образования в вузе на основе идей устойчивого развития» [8, с. 218].
Можно выделить еще два направления работы вуза по экологизации образовательного процесса: внешнее — связанное с подготовкой будущих кадров, и внутреннее — связанное с организацией собственной деятельности.
Внешняя работа может строиться на личной зинтересованности вуза, так и на заинтересованности партнеров. В первом случае предполагается создание новых учебных программ или модификация существующих в соответствии с запросами экологического развития современности и по опыту не только передовых российских вузов, но и зарубежных. Стоит обратить внимание на возможность междисциплинарного подхода. В онлайн-курсе Банка России «ESG, устойчивое развитие и изменение климата» Виктория Степаненко, заместитель директора департамента корпоративных отношений Банка России, отметила важность налаживания связей между экологами и экономистами, так как первые знают, что нужно делать, а вторые знают, как привлечь финансирование. Это лишь один из вариантов междисциплинарных коллабораций, которые могут привести к созданию успешных проектов, на самом деле потенциально их в разы больше.
Во втором случае, партнерском, могут быть рассмотрены варианты стажировок для студентов в тех компаниях, которые придерживаются принципов устойчивости либо заинтересованы в их внедрении, с чем и смогут помочь студенты. Также возможны дни профориентаций от соответствующих специалистов, создание выставок и хакатонов.
Что касается направления внутренней работы, первым этапом может стать разработка экологической политики вуза (пример подобной разработки можно найти на сайте Санкт-Петербургского государственного университета). В этот документ могут входить совершенно различные пункты, в зависимости от особенностей конкретно вуза, но можно вывести несколько общих начальных рекомендаций:
Вузам также стоит учитывать долгосрочную перспективу и предлагать не только сиюминутные решения, например, по сортировке отходов (что, безусловно, важно, хотя и теряет в масштабах по сравнению с подготовкой будущих специалистов по решению проблем на глобальном уровне), но и не пренебрегать просветительской, профориентационной деятельностью. Например, в международной школе для детей Virtual International School, работающей по британской системе образования, на многих предметах (таких как science, geography, english reading) в качестве заданий обсуждаются вопросы изменения климата и других мировых проблем (например, fast fashion, nuclear weapon, animal farming). Приводя статистику по современному состоянию той или иной отрасли и изучая происходящие процессы, предлагается поразмышлять над цепочкой последствий. Подобный метод может быть применен в большем количестве учебных заведений. В Китае при описании концепций «зеленых университетов» фигурирует термин эко-город. Также отмечается, что вузы должны играть активную роль в его создании [10].
Экологичный подход не только способствует улучшению уровня жизни в будущем, но также может быть основой бизнес-модели и приносить прибыль. Так, например, в подтверждение доходности от внедрения раздельного сбора отходов Игорь Осипов, заместитель директора по эксплуатации и текущему ремонту зданий и сооружений НИУ ВШЭ, отмечает: «Давно налажена у нас и система раздельного сбора отходов, в том числе опасных. Благодаря этой работе в 2019 году в бюджет вуза поступило 750 тысяч рублей». В вузе установлен контейнер и для сбора электронных сигарет (ведь нет смысла делать вид, что студенты не курят — лучше помочь сделать это занятие менее ущербным хотя бы для окружающей среды).
В целом, внедрение экологических практик в вузе — это возможность:
Еще одним из российских примеров вовлечения образовательной организации в экологическую повестку может послужить деятельность ЕАСИ. На официальном сайте ЕАСИ представлен раздел — социальное партнерство, который можно отнести к составляющей S (social) из аббревиатуры ESG. Отметим также деятельность академии, направленную на развитие локальной территории. Это является хорошей базой для создания практик и по другим направлениям ESG. Будучи вузом в области современного искусства, академия имеет ряд преимуществ благодаря собственной креативности и творческой среде. Можно создавать как собственные решения, так и воспользоваться опытом других вузов. Например, в РХТУ им. Д. И. Менделеева было разработано методическое пособие (гайд) об экологичном образе жизни и особенностях сортировки отходов для сотрудников и студентов [11]. ЕАСИ, как вуз, направленный на развитие города, может создать подобный гайд для жителей и студентов.
Правительство и бизнес
Со стороны правительства и бизнеса также наблюдается повышение интереса к инвестициям в сферу образования, связанным с устойчивым развитием. Можно привести множество цитат из указов Президента, национальных стратегий и других праворегулирующих документов по направлению развития в стране экологических инноваций, но касательно студентов в 2024 году показательно высказался Министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов в пресс-релизе «ВузЭкоФеста»: «Экологическая повестка в национальной политике только усиливается с каждым годом. Движущая сила экологии — молодежь. Ее стремление — реализовать самые амбициозные идеи, действовать здесь и сейчас, менять мир, делать его лучше. Нашей сфере нужны лидеры-профессионалы, которые способны идти вперёд и вести за собой людей, науку, технологии». Именно вузы способны оказать в этом направлении неоценимую поддержку. В этот процесс включились и крупные госкорпорации, такие как Сбер и Банк России. Они поддерживают развитие отрасли, выпуская собственные курсы на тему ESG, методические материалы и рекомендации по профильным сферам.
В опыте коллаборации бизнеса и вуза примечательным может стать пример Алтайского государственного университета. Там по инициативе местного предпринимателя дважды в год студенты выезжают в Угловский район Алтайского края, чтобы высадить саженцы сосны в районах произрастания ленточного бора, пострадавшего от лесных пожаров.
Еще один совместный проект на 2021–2026 годы запущен ВЭБ.РФ (государственная корпорация развития, финансирующая социально-экономические проекты), администрацией Костромской области, благотворительным фондом «Система» и лесопроизводственной компанией Segezha Group. Суть проекта заключается во внедрении профориентационной методики «Лифт в будущее» в школах региона, направленной на повышение карьерных возможностей. Предполагается предусмотреть различные программы поддержки одаренных детей и молодежи, в том числе наставнические программы со стороны профессиональных образовательных организаций. То есть, компания таким образом может заранее подготовить необходимые для себя кадры, учитывая новые требования рынка. Принимая во внимание, что сейчас не так много образовательных программ в сфере ESG, а спрос среди работодателей растет, вариант «взращивания» кадров со школьных лет кажется оптимальной идеей.
Итак, проанализировав опыт внедрения «зеленых» инициатив с различных точек зрения, становится виден потенциал для применения подобных практик во всех вузах. Принципы внедрения разнообразны и могут подойти для абсолютно любого вуза, как и по масштабам, так и по специализации. Разница лишь в способах исполнения и степени заинтересованности. Также наблюдается рост вовлеченности в процесс экологизации университетов со стороны студентов, бизнеса, правительства и общества в целом. Были приведены лишь немногие примеры взаимодействия, но они, тем не менее, демонстрируют, что возможности для экологизации процессов в структурах образования есть, и для различных масштабов можно найти оптимальный способ, главное ими воспользоваться. И, как показала практика, наибольших результатов можно достичь путем синергии. Здесь кажется возможным вывести следующую модель возникновения потребностей в экологизации применительно к университетам:
Сверху. Инициатива исходит от администрации вуза.
Снизу. Запрос на внедрение новой практики со стороны студентов.
Коллаборация. В партнерских проектах заинтересован бизнес, НКО, правительство.
Описанные примеры по каждому из пунктов уже реализованы и могут быть адаптированы для применения в любом вузе страны, но для первых этапов можно рассмотреть и другие открытые возможности, такие как:
Внедрение в образовательный процесс принципов устойчивого развития обеспечивает передовое образование, и вне зависимости от того, где в дальнейшем будут работать выпускники, экологическое мышление и соответствующие навыки необходимы на всех должностях. И не только в будущем, но уже и сейчас. Как можно большему количеству университетов необходимо разрабатывать экологическую политику, что будет способствовать выполнению плана по реализации основ государственной политики в области экологического развития и позволит системе образования меняться под запросы современного общества. Описанные практики предлагаются к внедрению в как можно большем количестве вузов.
Список источников: