Примерное время чтения: 14 мин.
Владислав Храмов, студент I курса магистратуры РУДН, экономический факультет, Менеджмент — Управление международными проектами
Аннотация. Статья посвящена анализу международного опыта внедрения практик циклической экономики в сфере пищевой промышленности. В работе рассматриваются успешные примеры из международной практики, которые могут быть применены на рынке товаров повседневного спроса. Уделяется внимание отечественному законодательству в области переработки отходов. Предложена инициатива циклической экономики для отечественных ритейл-компаний. Результаты анализа могут быть полезны для специалистов и исследователей, работающих в области пищевой промышленности, а также ритейл-компаниям для принятия решений о внедрении инновационных подходов.
По мере усиления негативного влияния на окружающую среду, истощения природных ресурсов возникает необходимость в интеграции концепции циркулярной (или циклической) экономики (ЦЭ) в компаниях в частности и мировом бизнес-сообществе в целом. Актуализируется необходимость перехода от линейной модели производства («брать — производить — выбрасывать») к циклическому подходу, который предполагает повторное использование ресурсов, минимизацию отходов и снижение экологического следа компаний. [1]
Актуальность интеграции практик циркулярной экономики на рынке товаров повседневного спроса — FMCG обуславливается характером потребления, который подталкивает производителей на широкое применение одноразового упаковочного материала с коротким сроком использования линейного потока ресурсов. [2]
Для предприятий, работающих с пищевой продукцией, внедрение принципов циркулярной экономики может стать важным конкурентным преимуществом, способствуя росту экологической репутации.
Цель и задачи исследования
Цель — анализ текущего состояния циркулярной экономики в FMСG, выявление проблем и перспектив развития.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ, обобщение, синтез, сравнение.
Циркулярная экономика представляет собой модель экономического развития, ориентированная на минимизацию отходов и максимальное использование ресурсов. Она основана на принципах замкнутого цикла, где отходы одного процесса становятся ресурсами для другого. Это включает в себя повторное использование, ремонт, переработку и создание продуктов, предназначенных для максимального повторного использования или рециклинга. [3].
Циркулярная экономика в сфере FMCG является важным инструментом для достижения целей устойчивого развития, поскольку она способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду, повышению ресурсоэффективности и снижению экономических потерь. [4]
Особенностью товаров повседневного спроса является потребность в значительных ресурсах для упаковочного материала, который порой с трудом перерабатывается. [5, 6]. Одноразовые контейнеры для FMCG часто сжигаются или оказываются на свалках из-за неэффективной системы сбора и переработки отходов в сочетании с ограничениями в дизайне продукции. [7] По оценкам, около 10 миллионов тонн пластиковых отходов ежегодно попадают в мировой океан. Это угрожает морским экосистемам и биоразнообразию. [8]
В результате исследований было выявлено, что наиболее распространёнными направлениями деятельности компаний FMCG в области ЦЭ являются: увеличение доли использования возобновляемых источников энергии; улучшение производственных процессов; переработка отходов. [9]
Компании ритейла уделяют большое внимание упаковке продукции. Например, Unilever и Nestlé заявили, что к 2025 году вся пластиковая упаковка будет пригодна для вторичной переработки или компостирования. [6] В то же время, компания Replenish демонстрирует, что благодаря многоразовым бутылкам снизила использование упаковки на 90%. [10]
Из возможных направлений внедрения ЦЭ в пищевой промышленности автор исследования акцентирует внимание на повышении доли сбора пластиковых отходов.
Успешные кейсы данного направления ЦЭ демонстрируют такие страны как Норвегия и Швеция. В данных странах уже более 25 лет работает система фандоматов с системой депозита от 0,15 до 0,3 Евро, с помощью которых собирают 89,7% пластиковой упаковки. В Норвегии за год один житель страны сдает в среднем 236 единиц тары. [11]
Это решение оказалось выгодным не только для пользователей продукции и окружающей среды, но и для самих ритейл-компаний. В Норвегии существует система регрессивного экологического налога для производителей и импортёров упаковки. Чем больше упаковки отправляется на переработку, тем меньше налог. При переработке 95% упаковки налог равен нулю. Таким образом, компании активно внедряют фандоматы в своих магазинах. [11]
Что касается России, то в 2018 году был утверждён документ «Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». [12] Барьеры для реализации парадигмы циркулярной экономики в России можно разделить на экономические, нормативно-правовые, технологические, психологические, пространственные, временные, термодинамические, исторические и управленческие. [13] Несмотря на многообразие барьеров, переход на циклические схемы позволит увеличить ресурсоэффективность пищевого производства.
В России вторичные полимеры в основном получают из переработанных материалов, собранных на специализированных предприятиях (51%) и на свалках (32%). При этом раздельный сбор отходов даёт всего 3% вторичных полимеров.
Согласно социологическому исследованию, проведённому исследовательским холдингом «Ромир», только около 8% россиян разделяют отходы, хотя более половины готовы к этому. [14] Greenpeace оценивает ежегодные потери в экономике страны из-за отсутствия раздельного сбора отходов в 232,8 миллиарда рублей. [15]
При анализе барьеров внедрения ЦЭ выявлено узкое место в процессе возврата упаковочного материала потребителями. Недостаточная эко-просвещённость, инфраструктура раздельного сбора отходов (РСО) и отсутствие экономической мотивации потребителей в сборе отходов является зоной роста для внедрения ЦЭ.
Для увеличения сбора пластиковой упаковки автором данного исследования предлагается внедрить инициативы РСО через фандоматы в продовольственных магазинах, взяв за основу опыт скандинавских стран, описанный выше.
Предполагается мотивировать потребителей для сдачи вторсырья через скидочную систему лояльности, благотворительность или депозитом в цене товара.
Автором исследования было рассчитано, что 42% потребителей являются потенциально готовыми раздельно собирать отходы, но не делающими это сегодня из-за инфраструктурных сложностей. А каждый процент увеличения доли потребителей, раздельно собирающих отходы, может приносить 5,54 миллиардов рублей российской экономике. Данные для расчетов взяты из источников [14, 15].
Издержки на покупку и установку одного фандомата варьируются от 350 до 650 тысяч рублей [16], учитывая отсутствие арендного платежа за фандомат в своём магазине и среднюю ежемесячную прибыль одного магазина «Пятёрочка» около 700 тысяч рублей [17], покрытие расходов инициативы ЦЭ составляет примерно один месяц. Со временем продажа самого вторсырья позволит покрывать операционные расходы. Тонна пластиковых бутылок на заводе по переработке стоит в среднем 20 тысяч рублей. Сданная тонна алюминиевых бутылок приносит 55 тысяч рублей. Одна пластиковая бутылка весит 33 грамма, а алюминиевая банка — 18 грамм, поэтому за одну банку или бутылку магазин получает 1 рубль и маркетинговое продвижение среди клиентов. [18]
Также автором исследования для создания дополнительных стимулов внедрения фандоматов в продуктовых магазинах предлагается законодательно устанавливать льготные цены на продажу вторсырья для ритейл-компаний и налоговые компенсации по экологическому сбору на подобии скандинавских стран.
Заинтересованными сторонами инициативы будут:
Отечественным компаниям следует обращать внимание на уже реализованный иностранный опыт, не забывая про местные законодательные и социальные особенности, для реализации имеющегося потенциала.
Исследование показало, что, несмотря на наличие успешных практик и инициатив, уровень внедрения принципов ЦЭ в России остаётся недостаточным, но с высоким потенциалом. Перспективы и возможности для развития циркулярной экономики в FMСG велики. Инициатива внедрения принципов ЦЭ в сборе вторичного сырья через фандоматы имеет положительные эффекты для вовлечённых сторон и будет способствовать снижению углеродного следа в атмосфере. Дальнейшие исследования в области раздельного сбора отходов через экологические фандоматы и анализ международного опыта лучших практик рынка FMСG необходимы для устойчивого развития компаний, государства и мира в целом.
Список использованных источников: