Примерное время чтения: 8 мин.
«Там в лунном свете голубом
Сверкает белый снег, как днём.
И санки лихо мчит под горку
Оленей крошечных восьмёрка»
Это отрывок из поэмы «Визит Святого Николая», написанной в 1823 году американским писателем Клементом Кларком Муром. Считается, что именно в этой поэме впервые появилась упряжка оленей в качестве спутников Санта-Клауса. В нашей стране образ оленя как символа Нового года пришел из книг, самыми известными из которых, пожалуй, можно назвать сказку Павла Бажова «Серебряное копытце» и пьесу Евгения Шварца по мотивам одноименной сказки Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева».
Почитание оленей за их силу и выносливость восходит к временам древних скандинавов и сибирских культур, для которых эти животные были благодатным символом возрождения и обновления, силы и благородства, отваги и чистоты, набожности и благочестия, символом человеческой души и символом воинов. Также олени ассоциировались с празднованием зимнего солнцестояния и считались обладателями магических качеств. Издревле люди старались запечатлеть образ оленя на разных бытовых предметах: прялках, глиняных сосудах, полотенцах, кроватных подзорах, рушниках и праздничных скатертях. Игрушки в виде оленей на Русском Севере продолжают лепить из глины и вырезать из дерева и по сей день.
Северные олени живут в тундре и тайге тысячи лет. Считается, что древние люди пришли в Арктику вслед за мигрирующими стадами этих копытных. На севере Евразии и Американского континента в условиях крайне сурового климата и слабой связи с населением более южных зон сложилась цивилизация, материальной базой которой стал северный олень. Охота на диких оленей обеспечивала людей питанием, одеждой и кровом. Культура охотников на северного оленя насчитывает 12-16 тысяч лет.
Количество оленей на севере Евразии в этот период составляла около 5-7 млн голов, количество жителей древних поселений на территории континентальных тундр — 10-11 тысяч человек. Уровень развития производительных сил общества охотников был достаточно стабилен и экологически сбалансирован. Он мог весьма долго не нарушать экологического равновесия в Субарктике. Развитие культуры шло в направлении совершенствования методов охоты.
Приручение северных оленей произошло значительно позже, и на ранних стадиях развития оленеводства животные использовались главным образом в качестве манщиков при охоте на диких оленей и транспортного средства. Крупные стада домашнего оленя появились сравнительно недавно — 100-200 лет назад. Развитие домашнего оленеводства привели к росту численности населения, которое могла прокормить тундра.
Фото: © Григорий Писоцкий / Фотобанк Лори
Резко увеличившийся пресс охоты и конкуренции со стороны домашнего оленя привели к быстрому исчезновению крупных стад диких оленей на Евразийском континенте за исключением территорий, где до последнего времени оставались народности, основу жизни которых составляла охота на оленей — нганасане на Таймыре и юкагиры на севере Якутии.
Сегодня дикий северный олень (Rangifer tarandus) — один из самых значимых видов копытных, обитающих в северных районах Российской Федерации и один из главных фоновых видов Арктической зоны РФ. На протяжении тысячелетий именно наличие огромных стад этих животных, как практически неисчерпаемого и круглогодично доступного ресурса, сделало возможным освоение человеком северных и арктических зон. Природа хорошо приспособила оленей для жизни в суровом климате, а вот жару они переносят с трудом. Животные легко находят ягель — свой основной продукт питания, даже под глубоким слоем снега, который раскапывают мощными копытами.
Достаточно благополучный в прошлом, в настоящее время этот вид испытывает огромную антропогенную нагрузку, крайне негативно отражающуюся на состоянии его популяций, некоторые из них находятся на грани уничтожения. Особенно уязвимыми оказались лесные подвиды северного оленя.
И если еще совсем недавно ученые фиксировали огромные популяции оленей, бывало до 300 тысяч животных, собирающихся в одном месте и огромной «армией» кочующих по тундровым просторам, то в последние годы ученые бьют тревогу — огромные стада поредели, а все больше подвидов северных оленей попадают на страницы Красной книги различного уровня. При этом стоит отметить, что всего в мире насчитывается около трех миллионов диких северных оленей, при этом наблюдается сокращение их численности. В России, по официальным данным, обитает около 900 тысяч оленей.
В 2020 году в Красную книгу Российской Федерации были занесены четыре подвида северного оленя. Под критической угрозой исчезновения находится сибирский лесной подвид, алтае-саянская и ангарская популяции (за исключением в Республике Тыва), европейский подвид (мурманская западная, мурманская восточная, карельская, коми-архангельская, вятско-камская популяции) и охотский подвид (камчатская популяция).
Самая драматичная ситуация сложилась на Таймыре. Раньше здесь было около двух миллионов особей, а сейчас по разным данным, оленей насчитывается около 240 тысяч (в 2009 году — 485 тысяч особей; 2014 году — 417 тысяч особей). Гибнут олени по самым различным причинам. Так, в последние годы в тундре сильно выросло количество волков, но основной фактор — это браконьерский промысел. Кроме того, животные гибнут из-за добычи пантов: оленей караулят на переправах и с лодок срезают рога, пока те плывут на другой берег.
Эксперты указывают также на снижение репродуктивных способностей самцов из-за срезки пантов и охоты преимущественно на крупных особей, что можно назвать геноцидом популяции. Кроме того, деградация пастбищ в результате пожаров и антропогенных нарушений также негативно сказывается на популяции этих животных. Также лесной олень очень чутко реагирует на изменения климата, совершенно не переносит кровососущих насекомых, которых становится все больше из-за потепления климата.
Стоит отметить, что подобная картина наблюдается и в других регионах. Так, ранее дикий северный олень населял практически весь полуостров Камчатка, а сегодня здесь сохранилось не более двух тысяч диких оленей. Дикий северный олень включен в Красную книгу Камчатки, и увидеть этого зверя очень сложно, встречи во время путешествий обычно происходят случайно. При этом оленеводство всегда было традиционным и основным родом занятий коренных жителей Камчатки.
По оценке специалистов, для восстановления численности дикого северного оленя необходимы законодательные меры. В частности, предлагается ограничить сроки охоты, установить лимит добычи на уровне 2,5% от численности, а также вести патрулирование в местах больших скоплений животных. Для сохранения популяций дикого северного оленя, по мнению экспертов, необходимы регулярный мониторинг и изучение животных. В регионах создают новые охраняемые природные территории, специализирующиеся на защите дикого северного оленя. К примеру, в Карелии ученые Института биологии совместно с Фондом дикой природы работают над основанием трех новых заповедников на территориях Лоухского и Кемского районов.
В 2024 году группа исследователей, в состав которой входили представители Минприроды, научного сообщества, федеральных заповедников завершила первый этап работ по авиаучету численности таймыро-эвенкийской популяции дикого северного оленя. В ходе авиаучета использовались методы дистанционного зондирования, позволяющие получить достоверные данные о численности оленей и их распределении в арктическом ландшафте.
Основным инструментом мониторинга численности оленей является авиаучет: получаемые данные позволяют посчитать количество особей и предсказать тенденции изменения популяции, что критически важно для разработки стратегий охраны и управления.
Также в 2024 году стартовала научная экспедиция по изучению диких северных оленей на западном Таймыре. Данные исследований помогут ученым получить полное представление о современном состоянии экосистемы Таймыра и факторах, оказывающих на неё наибольшее влияние.