Примерное время чтения: 6 мин.
Химические соединения относятся к постоянно действующим на организм человека факторам внешней среды. В последние годы в ряду основных неинфекционных заболеваний важным фактором напряженной демографической ситуации в России и преждевременной смертности мужского и женского населения в трудоспособном возрасте являются острые отравления химической этиологии. Угроза загрязнения окружающей среды стойкими органическими загрязнителями (СОЗ) привела мировое сообщество к принятию Стокгольмской конвенции о СОЗ, которая вступила в силу 17 мая 2004 года. Правительство РФ подписало ее 22 мая 2004 года.
К СОЗ относятся вещества, обладающие высокой токсичностью, длительным периодом полуразложения (в воздухе — 2-5 дней, в воде — 4-6 месяцев, в почве — более года), способностью к биоаккумуляции, склонностью к трансграничному переносу. Наибольшим канцерогенным, мутагенным, тератогенным, иммунодепрессантным и эмбриотоксическим действием на человека среди них обладают полихлорированные ароматические соединения (ПАС), к которым относятся полихлорированные дибензофураны (ПХДФ).
Хлорированные дибензофураны являются промышленными химическими веществами, которые образуются во многих производственных процессах, в которых участвует хлор, например, в целлюлозно-бумажной промышленности, или побочным продуктом, который используется в качестве инсектицида при производстве ПВХ, промышленного отбеливания и сжигания отходов. Большое количество его производных обнаружено в соединениях, выделяемых из растений. Бензофураны, как и прочие фурановые производные, широко используются в нефтеперерабатывающей и пищевой промышленности. Бензофуран также встречается в каменноугольной смоле и является исходным материалом для производства кумароно-инденовых смол. Производные бензофурана (бензофураны) составляют класс разноплановых в токсикологическом плане соединений.
По оценкам специалистов, в России увеличивается доля стального лома, загрязненного полихлорвиниловыми соединениями (провода, обшивка и т.п.). Даже на лучших ломоперерабатывающих заводах в продуктах измельчения корпусов автомобилей после снятия сидений и шин содержится до двух процентов углеводородов. В сочетании с поливинилхлоридными материалами в процессе нагрева лома до 550-600 градусов они образуют летучие органические соединения, в том числе диоксины и фураны. Обладая кумулятивными (накапливающимися) свойствами, попадая в организм человека, они остаются там надолго, а последующие их поступления приводят к еще более быстрому накоплению до критического уровня. К примеру, период полураспада диоксина в организме человека составляет от 7 до 11 лет.
В сфере защиты растений производные бензофурана используют как действующие вещества различных пестицидов (фунгицидов, инсектицидов, гербицидов). В частности, на территории России разрешены к применению гербициды, действующим веществом которых является этофумезат, и инсектициды с действующим веществом карбофуран.
Бензофуран практически не проявляет биологической активности, но его различные производные обладают разнообразными ее видами. В настоящее время в сфере защиты растений в качестве действующих веществ гербицидов используются этофумезат (разрешен к применению на территории России) и бенфурезат (разрешен к применению во многих странах мира). По классификации HRAC (Herbicide Resistance Action Comittee/Комитет по борьбе с устойчивостью к гербицидам) и WSSA (Weed Science Society of America/Американское научное общество по борьбе с сорняками), этофумезат и бенфурезат относятся к химическому классу бензофураны.
После поступления в растения бензофураны перемещаются к местам наиболее активного роста. Рост растения прекращается практически сразу, симптомы повреждения появляются через несколько дней после применения препаратов. Это может быть хлороз новых листьев, а затем некроз. Гибель растений наблюдается через 10–14 дней. Бензофураны являются перспективными действующими веществами высокотоксичных гербицидов высокоселективного действия против многолетних и однолетних злаков.
Вещества, разрешенные к использованию на территории России в качестве действующих веществ гербицидов, в частности этофумезат, относятся к умеренно опасным веществам по отношению к человеку и малоопасным по отношению к пчелам.
Однако еще в 1978 г. в США экспериментальными исследованиями было доказано, что если мыши и крысы получают с пищей диоксины и фураны, то заболевают раком чаще, чем контрольные животные. Поступая в окружающую среду, диоксины/фураны включаются в биологический круговорот и накапливаются в живых организмах, в том числе в организме человека. Биоконцентрирование диоксинов осуществляется в основном по пищевым цепям, хотя не исключается их переход и из любых сред (даже в случае их крайне низкого содержания).
По оценкам специалистов, 95% диоксинов/фуранов в организм человека поступает с пищей, остальное — через загрязненную воду, почву, воздух и контакт с кожей. Период полувыведения диоксинов из организма человека составляет 5-7 лет. Эффекты воздействия могут проявиться спустя десятилетия, и в этом их особая опасность для будущих поколений людей.
Подтверждением диоксиновой опасности является накопление опасных химикатов в грудном молоке и, соответственно, возможность их поступления младенцам. В последние годы грудное молоко стало рассматриваться как интегральный показатель опасности воздействия стойких органических загрязнителей и оценки диоксиновой нагрузки. У кормящих матерей Башкортостана, Архангельской, Владимирской, Волгоградской и Нижегородской областей в молоке их обнаружено в среднем 20 пг/г жира. Экспериментально доказано, что во время лактации диоксины и фураны экстрагируются из загрязненных ими тканей женщины и попадают в грудное молоко. Оказывается, за весь период вскармливания мать передает ребенку до 40% своих диоксинов и фуранов.
Токсичность диоксинов/фуранов намного выше по сравнению с токсичностью ДДТ, цианидов, стрихнина, кураре. Расчетная средняя смертельная доза диоксина для человека при однократном поступлении составляет 70 мкг/кг массы тела. В последнее время диоксины наряду с полихлорированными бифенилами (ПХБ), стойкими хлорорганическими пестицидами, некоторыми тяжелыми металлами по воздействию на живые организмы квалифицируют как суперэкотоксиканты.