Примерное время чтения: 9 мин.
В начале XX века российские электростанции работали на дорогом сырье, привозимом издалека, — в основном на бакинском мазуте, а лежавшие под ногами торф, сланцы, бурые угли добывались в ничтожном количестве и почти не использовались, пока внимание русского энергетика Роберта Эдуардовича Классона не привлекли громадные залежи российского торфа.
«Он ухитрился привезти из Берлина немецких капиталистов на залитое в то время еще водой и кишевшее мириадами комаров торфяное болото и на этом самом болоте убедил главных немцев-акционеров в необходимости дать несколько миллионов на постройку электростанции Электропередача. Промышленники России не решились вкладывать капиталы в сомнительную затею», — вспоминал инженер Л.Б. Красин о Р.Э. Классоне.
28 апреля 1913 года в Москве основано акционерное общество «Электропередача», а уже 12 марта 1914 года станция «Электропередача» дала первый ток, а началом создания торфяной индустрии России считается 7 мая 1913 года, когда Богородские торфяные разработки под Москвой начали давать первые тонны промышленного торфа. Процесс же непосредственного освоения торфяников и массового строительства генерирующих станций, работающих на торфе, начался после выхода в 1918 году «Декрета о разработках торфяного топлива».
В 1920 году Роберт Классон изобретает революционный для того времени способ гидродобычи торфа, при котором торфяная залежь размывается водяной струёй высокого давления и затем высасывается торфососом. Этот способ позволил сократить обслуживающий персонал и удешевить добычу ископаемого. Как результат, уже к 1930-м годам ТЭЦ вырабатывали от сжигания этого топлива порядка 40% всей энергии. Сейчас используются разные способы добычи торфа: фрезерный, машиноформовочный (экскаваторный), гидравлический и резной, построенный на ручном труде.
Значимость строительства мощных районных электростанций на базе местных топливных и гидроэнергетических ресурсов, а также необходимость их объединения в крупные электроэнергетические системы была отмечена в ГОЭЛРО ПЛАНе (Государственной комиссии по электрификации России план), принятом 22.12.1920 8-м Всеросийским съездом Советов и утверждённом СНК 21.12.1921.
Торф — горючее полезное ископаемое, образующееся в результате естественного отмирания и неполного распада болотных растений под воздействием биохимических процессов в условиях избыточного увлажнения и недостатка кислорода. Из торфа производят активированный уголь, кокс, смазочные материалы, парафин, торфяной воск; его используют для производства ряда химических соединений (этилового спирта, щавелевой кислоты, фурфурола и др.), медицинских препаратов (стероидов и антисептиков), физиотерапевтических аппликаторов.
Фото: из открытых источников. Шатурская опытная электростанция («Малая Шатура»)
И вот торф начал широко применяться в топливной энергетике. В 1919 году вошла в строй торфяная станция Шатурская под Москвой. К 1935 году советская энергетика стала третьей в мире после США и Германии. Ведущую роль в механизации торфяной промышленности играл Всесоюзный научно-исследовательский институт механизации торфяной промышленности (ВИМТ), экспериментальная база и завод опытных машин которого располагались на Синявинском торфопредприятии. Перед ВИМТом также ставилась задача технической помощи торфяной промышленности в освоении новых средств механизации и новых схем технологических процессов торфяного производства, а также всемерное содействие рабочему изобретательству в области торфяной промышленности.
Все, что осталось от здания ВИМТ после окончания Великой Отечественной войны. Автор фото: «Гриниум»
К 1941 году была подготовлена вся необходимая инфраструктура для полноценной добычи торфа, но этим планам помешала война. Со взятием Ленинграда в блокадное кольцо рабочий поселок № 5, как и Синявинские высоты, были превращены в опорные пункты немецкой обороны. После войны ни 5-й поселок, ни другие синявинские рабочие поселки, как и деревни кировского района, восстановлены не были. Основная часть поселка находилась на правой стороне нынешней автомобильной дороги Шлиссельбург-Синявино. Сейчас ничего не напоминает, что здесь когда-то кипела жизнь и шли работы по добыче торфа. На месте зданий поселка теперь лес и линия электропередач, питающая Синявинскую птицефабрику.
Все, что осталось от здания ВИМТ после окончания Великой Отечественной войны. Автор фото: «Гриниум»
В 1950 годы в России ежегодно добывалось более 50 млн тонн торфа. Он обеспечивал работу 80 электростанций. Но с 1990-х годов его добыча сократилась примерно в 20 раз из-за масштабного перехода на газ. Уже в 2000 году объемы добычи торфа в России составляли 13,5 миллионов тонн. А в 2005 году сократились до 4 миллионов тонн.
Дело в том, что при осушении болот и их использовании для добычи торфа происходят уничтожение растительности, резкое понижение уровня грунтовых вод, нарушение водного режима территории, затем дальнейшая выемка и уплотнение торфяной залежи. А главное, нарушаются биосферные функции, присущие болоту в естественном состоянии, — аккумулятивная (накапливание торфа), биологическая, межкруговоротная, ландшафтная, гидрологическая, геохимическая, климатическая и газорегуляторная.
Торф образуется из не полностью разложившихся остатков болотных растений, мхов и донного ила. Он образуется при неполном разложении растений в болотах — из-за отсутствия кислорода и обилия влаги остатки растений не сгнивают и образуют слой торфа, и в каждом регионе это происходит по-разному. В холодных и влажных условиях Севера лучше сохраняются исходные вещества — например, фитостерины, которые используются для борьбы с «плохим» холестерином. Вещества стероидной природы, которые накапливаются в торфе, широко применяются для регулирования липидного обмена и лечения аллергических заболеваний.
По мнению ученых, в среднем торфяные толщи в условиях центра европейской части России увеличиваются на 1 мм в год. На данный момент Россия занимает второе место по объемам запасов и приросту торфа, уступая только Канаде, — а это 60% общемировых запасов. Особенно богатыми считаются Томская и Волгоградская области, а также города Рязань, Владимир и Москва. В естественном состоянии болота являются местами обитания многочисленных специфических видов болотной флоры и фауны, в связи с чем их крайне важно сохранять.
В последнее время много говорится о возвращении торфа в хозяйственный оборот и снова в качестве топлива. Однако ученые считают, что сжигать этот ресурс — не лучшая идея. Так, в регионах, богатых залежами этого ископаемого, торфяная энергетика занимает по объему не больше 1-2% среди всех видов топлива. Например, на торфе работают две ТЭЦ в Кировской области, Шарьинская в Костромской, несколько котельных во Владимирской области, которые обычно используют горючее, добытое в своем регионе.
Торф и композиции на его основе также используются для восстановления нефтезагрязненных территорий. При сравнении с традиционными для России теплоресурсами — дровами — следует отметить, что разработка одного гектара торфяного месторождения на топливо спасает от вырубки от 50 до 100 га леса. Торф привлекателен в комплексном использовании. Сопутствующие производства предполагают целую гамму продуктов: это и гуматы — стимуляторы роста растений, и ингибиторы коррозии металла, и производство брикетов для котельно-бытовых нужд, и металлургический кокс, и сельхозцеха, использующие избыточные тепловые станции.
В начале XXI века в мире уже сформировалась миссия энергетики, которая заключается в максимально эффективном использовании природных топливно-энергетических ресурсов и влиянии энергетического сектора на рост мировой экономики и повышения качества жизни населения планеты.
В 2009 году в Энергетической стратегии страны торф назвали «одним из наиболее важных местных источников топлива» и поставили задачу повысить его использование в торфодобывающих регионах до 8-10% в общей массе всех энергоресурсов. Спустя семь лет приняли специальные поправки в Закон «Об электроэнергетике», предоставившие торфяной генерации такую же господдержку, как, например, для возобновляемой — солнечной или ветряной энергии.
С этого момента цены торфоэнергетики стали регулировать на госуровне, чтобы компании могли сбывать продукцию на рынок по гарантированным тарифам. Правительство получило возможность принимать программы для поддержки этого вида энергетики, а предприниматели, владеющие станцией мощностью не более 25 МВт и использующие торф для ее работы, — право на компенсацию затрат по подключению к электросетям.
Но позже мнение государства о торфяной энергетике поменялось. Так, в новой Энергетической стратегии России до 2035 года, которую утвердили в июне 2020 года, отрасль тоже упоминается, но об ее поддержке речь уже не идет. 22 декабря 2020 года Государственная Дума РФ приняла поправки в закон «Об электроэнергетике», которые и вовсе отменили господдержку торфяных электростанций.