Примерное время чтения: 8 мин.
Незаконный торговый оборот видов дикой фауны и флоры является острой проблемой современности. Ранее «Гриниум» писал про историю контрабанды биоресурсов и наказания, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Но как регулируется процедура законного ввоза и вывоза диких животных на международном уровне?
Для борьбы с браконьерством и незаконной торговлей редкими объектами природы и организации эффективного контроля за таможенными операциями с животными и растениями была разработана и подписана 3 марта 1973 года в Вашингтоне Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (The Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora (CITES). Российская Федерация является участницей СИТЕС как правопреемница СССР с 1992 года в числе 181 других государств.
Создание такого документа вызвано тем, что рынок объектов флоры и фауны в наши дни является одним из самых криминализованных, а нелегальная торговля объектами флоры и фауны, указанными в приложениях СИТЕС, сопоставима с незаконным оборотом культурных ценностей, драгоценных камней и металлов и отстает лишь от контрабанды продукции военного назначения.
15 ноября 2022 года Секретариат СИТЕС представил первый в истории Доклад о мировой торговле дикими животными, в котором проведен анализ мировой торговли животными и растениями, регулируемыми Конвенцией СИТЕС. Доклад был подготовлен совместно с ООН и ведущими природоохранными организациями: Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирной торговой организации (ВТО), а также Международного союза защиты окружающей среды (МСОП), Охраны природы (МСОП) и Сетью мониторинга торговли дикой природой (ТРАФИК). Известно, что в целом крупнейшими поставщиками живых ресурсов в мире являются развивающиеся страны, которые в совокупности покрывают более 50% рынка.
Объекты СИТЕС могут включать виды животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации, охотничьи ресурсы, водные биоресурсы, а также объекты животного мира, не относящиеся к охотничьим ресурсам и водным биоресурсам.
Согласно Докладу о мировой торговле дикими животными, большую долю экспорта видов диких видов флоры и фауны составляет хищные птицы (балобан, кречет, сапсан и т. д.), которые имеют спрос в странах Аравийского полуострова. На территории Российской Федерации обитают 46 видов дневных хищных птиц, соколообразных и 17 видов сов. Все эти виды включены в Приложения СИТЕС. В Красную книгу Российской Федерации занесены 27 видов упомянутых представителей.
Объектами нелегального ввоза, как правило, становятся экзотические животные (попугаи различных видов, тропические животные), декоративные растения и цветы (например, орхидеи), живые кораллы, морские тропические виды рыб, насекомые. Эти виды ввозятся на таможенную территорию из Китая, Вьетнама, Таиланда, Малайзии, Бразилии и Мадагаскара, и других стран воздушным транспортом.
При ввозе и вывозе животных, включенных в Перечень видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции СИТЕС от 3 марта 1973 года, нужно руководствоваться правилами данной Конвенции. Международная торговля видами животных, подпадающих под действие Конвенции СИТЕС, разрешена, однако, вывоз и ввоз этих видов осуществляется только по специальным разрешениям СИТЕС, которые выдают национальные уполномоченные органы стран-участниц конвенции СИТЕС.
В России таким уполномоченным органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор РФ) в отношении объектов кроме осетровых видов рыб; Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) в отношении осетровых видов рыб, включая икру. Контроль за перемещением конвенционных видов осуществляется таможенными органами. Федеральная таможенная служба (ФТС России) занимается вопросами борьбы с незаконным вывозом природных ценностей, животных и растений, занесенных в Красную книгу, а также перемещением через таможенную границу товаров, представляющих экологическую опасность для человека и природной среды. Так, согласно ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» среди прочих основных функций и задач таможенных органов прямо предусмотрена и функция по защите животного и растительного мира и окружающей среды.
При этом вывоз любого животного, подпадающего под действие Конвенции, возможен если:
При ввозе любого животного, подпадающего под действие Конвенции, требуется предварительное предоставление разрешения на экспорт или же сертификата на реэкспорт или предоставление сертификата происхождения и разрешение на экспорт, выданного государством вывоза.
Документами, подтверждающими легальное приобретение, распоряжение и владение животным являются:
Разрешения СИТЕС на вывоз действительны сроком не более 6 месяцев, а на ввоз — не более 12 месяцев. Неиспользованное разрешение СИТЕС подлежит возврату в Росприроднадзор РФ в течение 30 дней.
На ввоз и вывоз животных, которые попадают под действие Конвенции СИТЕС, требуется оформление ветеринарных паспортов и сертификатов. Для перемещения через таможенную границу ЕАЭС требуется разрешение Росприроднадзора.
Кроме того, при вывозе редких животных, на которых оформлен сертификат СИТЕС, также требуется разрешение на импорт той страны, в которую животное ввозится. Порядок получения таких разрешений зависит от страны ввоза. Также при ввозе и вывозе живых животных необходимо заполнять форму пассажирской таможенной декларации, так как ввоз и вывоз товаров, в отношении которых установлены ограничения (в данном случае ветеринарный контроль и разрешение СИТЕС), подлежат обязательному письменному декларированию.
Законодательство Российской Федерации предусматривает административную и уголовную ответственность за контрабанду животных и растений, занесённых в Красную Книгу и Конвенцию СИТЕС. Уголовным кодексом РФ в статье 258.1 определена мера ответственности за контрабанду биологических ресурсов РФ, виновному лицу при применении максимальной санкции статьи 258.1 УК РФ грозит лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей.
В случае нелегального перемещения биоресурсов Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена санкция по ч. 1 ст. 16.2 «Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию» либо по ч. 2 ст. 16.3 «Несоблюдение установленных международными договорами государств-членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ мер нетарифного регулирования», а также по ч. 2 ст. 16.1 «Сокрытие товаров от таможенного контроля путём использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров».
В ходе осуществления правоохранительной деятельности по выявлению и пресечению преступлений и таможенных правонарушений, совершаемых при перемещении через российскую таможенную границу объектов дикой фауны, таможенные органы взаимодействуют с такими правоохранительными органами, как: