В Федеральный закон «О биологической безопасности в Российской Федерации» вносится изменение, согласно которому Правительство Российской Федерации наделяется полномочием по установлению порядка формирования и ведения реестра продукции (товаров), необходимой для обеспечения биологической безопасности населения и организации оказания медицинской помощи населению, а также порядка формирования и ведения реестра предприятий, имеющих резерв мощностей для производства указанной продукции (товаров).
Внесены изменения в порядок заключения и расторжения договоров пользования рыболовными участками.
В частности, установлены обязательные требования для лиц, которые заключили договоры пользования рыболовным участком на новый срок, определены условия, при наличии которых лица с действующими договорами пользования рыболовных участков смогут заключить новые договоры без проведения торгов, установлены порядок проведения аукционов в электронной форме и порядок проведения конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком, установлен порядок ведения реестра недобросовестных участников этих аукционов, определен порядок осуществления производственного контроля в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Устанавливается, что осуществление добычи (вылова) морских млекопитающих допускается в случае, если рыболовство в отношении их не запрещено или не ограничено в соответствии с Законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Добыча (вылов) морских млекопитающих в учебных и культурно-просветительских целях осуществляется на основании предусмотренного статьей 33.2 указанного закона решения о предоставлении морских млекопитающих в пользование для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях, принимаемого в соответствии с решением комиссии, создаваемой Правительством.
Особенности предусмотрены в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2023 № 314-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”».
В частности, установлены требования к добыче (вылову) в живом виде морских млекопитающих отряда китообразных в учебных и культурно-просветительских целях.
Признано утратившим силу Постановление Правительства от 25.02.2000 № 166 «Об утверждении Правил отлова и транспортировки китообразных для научно-исследовательских, культурно-просветительных и иных непромысловых целей».
Установлены правила организации работы лиц, которые выполняют обязанности, связанные с сохранением водных биоресурсов, в рамках производственного контроля в границах рыболовных участков.
Под производственным контролем понимается деятельность организаций и ИП, заключивших договор пользования рыболовным участком, по предупреждению и выявлению нарушений законодательства.
Приведены образец и правила выдачи удостоверений контролера, а также форма акта о наличии признаков административного правонарушения или преступления.
Постановление определяет порядок и форму предоставления в Федеральное агентство по рыболовству о соблюдении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем особого условия договора о ежегодном производстве на построенном заводе в течение двух лет подряд рыбной продукции в объеме, эквивалентном 60% от объема квот пользователей.
Также Постановлением определяются правила расчета объема производства рыбной продукции с целью соблюдения особого условия договора.
Документ разработан с целью обеспечения развития рыбоперерабатывающих производственных мощностей, построенных на территории прибрежных субъектов Российской Федерации, а также ухода от сырьевой направленности к увеличению объемов производства продукции глубокой переработки. Эта мера позволит повысить привлекательность и конкурентоспособность отечественной рыбопродукции на внутреннем и мировом рынках.
Постановлением устанавливаются правила проверки инвестиционных проектов и объектов, которые должны реализовать победители крабовых аукционов, получивших доли квот.
Документ также устанавливает полномочия федеральных органов исполнительной власти при проверке построенного объекта инвестиций на его соответствие установленным Правительством требованиям.
Проверку проектов по строительству среднетоннажного краболовного судна длиной свыше 50 метров осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, логистического комплекса — Федеральное агентство по рыболовству.
В связи с вступлением в силу изменений по вопросам рыбохозяйственных заповедных зон, утверждены новые правила установления рыбохозяйственных заповедных зон, изменения их границ, принятия решений о прекращении существования этих зон.
Утверждены правила ведения реестра недобросовестных участников электронных аукционов по продаже права на заключение договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, а также крабов в инвестиционных целях, договоров пользования водными биоресурсами и рыболовным участком.
Реестр представляет собой перечень сведений о победителях аукционов, уклонившихся от заключения указанных договоров. Также сюда включат информацию об уклонившихся от заключения соглашения об участии в социально-экономическом развитии региона претендентах на пользование участком для вылова анадромных видов рыб. Реестр будет вести Росрыболовство с использованием официального сайта торгов (www.torgi.gov.ru). Включение в него сведений можно будет обжаловать в суде. Информацию исключат из реестра по истечении трех лет со дня включения.
Определены особенности строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в национальных парках при осуществлении рекреационной деятельности. В частности, должно быть обеспечено устройство специальных переходов (экодуков) в местах пересечения линейными объектами путей миграции объектов животного мира.
Конкретный перечень мероприятий указывается в соглашении об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке.
Определены особенности строительства, реконструкции, капремонта, ввода в эксплуатацию и вывода из нее, а также сноса объектов капстроительства в национальных парках при осуществлении на их территориях рекреационной деятельности.
В частности, в указанных случаях должны быть разработаны и реализованы мероприятия, предусматривающие в т. ч. сохранение растительного и животного мира; предотвращение и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду; сохранение среды обитания растений и животных, условий их размножения и нагула; ограничение доступа животных на строящиеся, реконструируемые и сносимые объекты. Запрещено использование стройматериалов на основе фенолформальдегидных, карбамидных и эпоксидных смол. Также не допускаются строительство и реконструкция объектов в отсутствие возможности их подключения к инженерно-техническим сетям.
Установлены правила определения размера и взимания платы за заключение нового договора пользования рыболовным участком для промышленного рыболовства и организации любительского рыболовства. Указаны формулы для расчета размера платы. 40% ее размера вносится при заключении договора, 30% — не позднее года после его заключения, 30% — не позднее двух лет после его заключения.
Обновляется Порядок осуществления производственного охотничьего контроля. Признается утратившим силу Приказ Минприроды России от 9 января 2014 г. № 6, которым утвержден аналогичный порядок.
Приказом уточняются нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи.
Скорректированы правила определения зоосанитарного статуса объектов, с использованием которых граждане и организации осуществляют деятельность по выращиванию, содержанию и убою свиней, по производству, переработке и хранению продукции свиноводства.
Через портал госуслуг можно будет подавать заявления об отнесении объектов к определенному зоосанитарному статусу (компартменту), а также получать заключения.
Обновлены правила содержания и сохранения агролесомелиоративных и агрофитомелиоративных насаждений. Конкретизированы мероприятия. Обязанность по содержанию и сохранению возлагается на правообладателей земель, на которых расположены насаждения.
Отходы I и II классов опасности можно будет утилизировать на собственных мощностях ИП или организаций, принимающих такие отходы от граждан, либо на мощностях иных ИП и организаций, а также федерального оператора.
Постановлением утверждены новые правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
В частности, коммерческий учет ведется:
Установлены формы и порядок представления отчетности в целях определения массы товаров и упаковки, отходы от использования которых производитель и импортер обязаны утилизировать.
С учетом представленных сведений формируется отчетность о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров или рассчитывается сумма экологического сбора.
Устанавливается, что производители и импортеры товаров должны будут представлять отчетность о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в электронном виде в единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (ЕФГИС УОИТ) через личный кабинет, Госуслуги или специальный сервис сайта Росприроднадзора.
Импортеры из стран, не входящих в ЕАЭС, с 1 сентября 2024 г. по 31 декабря 2025 г. будут представлять отчетность:
Эксперимент позволит выявить проблемные вопросы в части формирования отчетности и провести апробацию механизма по обеспечению импортерами утилизации отходов от использования товаров.
В перечень товаров, участвующих в эксперименте, включены одежда, шины и покрышки, стиральные машины, электрические аккумуляторы, пластмассовая, металлическая и бумажная упаковка.
Правила устанавливают порядок получения разрешительных документов, а также ограничения на ввоз, перемещение и вывоз отдельных видов отходов с учетом норм законодательства РФ, ЕАЭС и ЕЭС.
Скорректировано положение о ФГИС ОПВК учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности. Оно будет действовать до 1 сентября 2030 г.
В систему может включаться дополнительная информация, содержащаяся в других ГИС. Расширен перечень поставщиков информации. С 10 до 30 рабочих дней увеличен срок представления данных для включения в систему при их изменении.
Изменены правила получения лицензии.
Положение о лицензировании не распространяется на случаи, если сбор отходов I-IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, утилизации, обезвреживания и (или) размещения.
Заявление о предоставлении лицензии подается через Госуслуги.
Расширен перечень сведений, указываемых в заявлениях, в частности, уточнено, какие документы нужны для получения лицензий.
Указано, в каких случаях проводится оценка соответствия лицензиата лицензионным требованиям, а когда она не требуется. Закреплен порядок проведения периодического подтверждения соответствия. Оно проходит раз в три года.
Обновлен перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Изменен срок ежегодного предоставления отчета о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов в адрес территориальных органов Росприроднадзора с 15 января на 15 июня года, следующего за отчетным.
Установлено, что эксплуатирующие объекты размещения отходов лицо должны ежегодно передавать в Росприроднадзор результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях этих объектов и в пределах их воздействия на окружающую среду. Изменен срок направления данных — до 15 июня года, следующего за отчетным.
Уточняется, какие документы потребуются для отнесения отходов к конкретному классу опасности. Материалы можно будет направлять в территориальный орган Росприроднадзора через Госуслуги. Сокращаются выполнения административных процедур. Меняется порядок принятия решения о подтверждении или невозможности подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.
Скорректирован порядок учета в области обращения с отходами.
В частности, уточняется, что материалы учета используются в том числе для оформления первичных учетных документов при передаче другим лицам отходов.
Меняются правила учета количества переданных другим лицам и полученных от них отходов.
Отходы должны будут отражаться в учете в течение 10 рабочих дней, следующих за днем фактического образования отхода, проведения операций по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, передаче другим лицам или получению от других лиц. Этот срок может быть увеличен до одного месяца с учетом технологических и других особенностей деятельности юрлица или ИП.
Помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения допускается на основании заключения территориального органа Росприроднадзора. В рамках данной процедуры иностранные товары уничтожаются без уплаты ввозных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Установлен новый порядок выдачи заключения.
Документ теперь оформляется в виде выписки из реестра заключений.
Заявление для получения заключения представляется в территориальный орган Службы по месту предполагаемого уничтожения товаров через портал госуслуг.
Оптимизированы сроки выдачи заключения.
Объекты IV категории НВОС больше не подлежат постановке на государственный учет.
В связи с исключением необходимости постановки на государственный учет объектов IV категории НВОС, скорректирован порядок ведения госреестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Планируется установить, что пересмотр комплексных экологических разрешений также возможен при корректировке программы повышения экологической эффективности.
Скорректировано положение о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре).
Изменена категория риска для объектов, на которых проводятся поиск и оценка россыпных месторождений золота, разведка и добыча золота на таких месторождениях. Речь идет об объектах, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, II категории. Теперь они относятся к категории значительного (а не среднего) риска.
При этом указанные объекты включаются в категорию высокого риска, если пользователь недр нарушил условия лицензии, однократное несоблюдение которых является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами.
Минприроды обновило показатели наилучших доступных технологий производства цемента. Речь идет о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и о сбросах в водные объекты.
В связи с обновлением содержания программы производственного экологического контроля утверждена новая форма отчета о его организации и результатах.
Методика применяется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования для определения размера платежа в случае неисполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, требований, установленных пунктами 3 и (или) 4 статьи 56.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Постановление разработано в рамках реализации норм «Усольского закона», предусматривающего ответственность за ликвидацию накопленного экологического вреда.
Утверждаются правила проведения проверки сметной стоимости мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта. Проверка проводится одновременно с государственной экологической экспертизой соответствующего плана мероприятий. Осуществляет проверку Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия, подведомственный Росприроднадзору.
Установлены формы заявлений о проведении проверки сметной стоимости реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта и об отказе от проведения проверки, а также заключений об обоснованности и необоснованности определения сметной стоимости.
Государственная экологическая экспертиза проводится Росприроднадзором (его территориальными органами) и органами государственной власти субъектов РФ.
Государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней, определенные в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе».
Предусмотрено, что срок проведения экспертизы не должен превышать 42 рабочих дня, за исключением срока проведения экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность в области аквакультуры, отнесенных к объектам экспертизы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», который не должен превышать 20 рабочих дней.
Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы определяется приказом руководителя либо уполномоченного им лица Росприроднадзора (его территориального органа) или уполномоченного органа субъекта РФ (до наступления случаев, при которых положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу).
Утверждено новое положение о проведении государственной экологической экспертизы. Это связано с законодательными поправками, которыми уточнены предмет и сроки экспертизы, правила подачи документов, конкретизированы особенности общественной экологической экспертизы.
Утвержден перечень документации, документов, материалов и заключений, представляемых в составе документов и (или) документации на государственную экологическую экспертизу по объектам государственной экологической экспертизы.
В законодательство внесены поправки, устанавливающие случаи, в которых не требуется государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) проектной документации объекта капстроительства.
Также были определены случаи, когда не требуется ГЭЭ при внесении изменений в проектную документацию объекта капстроительства или проект технической документации на технологию, получившие положительные заключения ГЭЭ. В первом случае подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений установленным требованиям утверждает главный инженер проекта, осуществляющий подготовку изменений в проектную документацию, во втором — лицо, подготавливающее изменения в проект документации на технологию.
Настоящим приказом установлены формы и содержание такого подтверждения для указанных случаев.
Вступают в силу положения о порядке возведения объектов капстроительства на участках недр.
Вносить изменения в лицензию можно будет при установлении пользователями недр наличия в отходах недропользования, в том числе во вскрышных и вмещающих горных породах полезных ископаемых, не указанных в лицензии.
Уточняется порядок направления пользователю недр письменного уведомления о допущенных нарушениях и необходимости их устранения.
Правительство будет определять порядок подготовки, согласования и утверждения проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Установлены требования к подготовке и экспертизе проектной документации на осуществление регионального геологического изучения недр, государственного мониторинга состояния недр, геологического изучения недр, геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, разведки месторождений полезных ископаемых.
Вводится оценка прогнозных ресурсов полезных ископаемых. Результаты оценки будут подлежать апробации.
Установлены механизмы проведения юридическими лицами работ по региональному геологическому изучению недр. Участок недр будет предоставляться в пользование для этих целей на срок до трех лет. Изучением смогут заниматься предприятия с опытом не менее 5 лет.
В отдельных случаях право пользования недрами можно будет получить без аукциона (например, по решению регионального органа, принятому для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов). Потребуется заявка. Лицензия на пользование недрами по результатам рассмотрения заявки будет выдаваться после внесения разового платежа за пользование недрами в установленных случаях.
Новыми правилами определятся пользователи геологической информации, способы ее предоставления и получения, перечень сведений, указываемых в заявке заинтересованного лица, порядок оформления запросов и прочее. Предусматривается, что плата за предоставление геологической информации не взимается.
Утверждены правила осуществления государственного мониторинга состояния недр, а также локального мониторинга на участке недр, предоставленном в пользование.
Государственный мониторинг проводится Роснедрами, его территориальными органами и подведомственными ему госучреждениями с участием региональных госорганов и иных организаций. Локальный осуществляет пользователь недр.
Установлены цели и задачи мониторингов. Закреплены виды проектной документации, в соответствии с которой будет проводиться локальный мониторинг. Определен порядок информационного взаимодействия госорганов при проведении государственного мониторинга. Соглашения о таком взаимодействии должны быть заключены не позднее 1 декабря 2024 г.
Скорректирован порядок согласования проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
В частности, теперь заявление о согласовании документации может подать в т. ч. представитель пользователя недр. Это можно сделать через личный кабинет недропользователя либо посредством Единого портала.
С 25 до 15 рабочих дней сокращен срок рассмотрения проектной документации. Решение о ее согласовании или об отказе в этом принимается в течение трех рабочих дней со дня окончания срока рассмотрения и оформляется протоколом заседания комиссии в день принятия решения.
Результаты согласования проектной документации, а также сведения о пользователе недр и реквизиты утвержденного протокола заседания комиссии учитываются и подтверждаются путем их внесения в реестр протоколов согласования, который ведут Роснедра в ФГИС «АСЛН».
Устанавливается, что соглашение между пользователями недр об одновременном осуществлении пользования недрами в границах геологического отвода заключается между двумя и (или) более пользователями недр в случае одновременного осуществления ими пользования недрами на основании лицензий на пользование недрами для регионального геологического изучения недр, геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых) в границах одного геологического отвода.
Пользователи недр, в границах предоставленных им участков, могут размещать в пластах горных пород после извлечения из них полезных компонентов попутные и использованные для собственных производственных и технологических нужд воды.
Минприроды утвердило новые правила их размещения. В частности, воды размещаются на основании утвержденного технического проекта. Уведомление об этом направляется в территориальный фонд геологической информации посредством личного кабинета недропользователя. Определен перечень содержащихся в нем сведений. Оно может быть сформировано в электронном виде с помощью сайта Роснедр.
Установлены правила строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (кроме сооружений для захоронения отходов производства и потребления I-V классов опасности).
Правила касаются пользователей недр, которые ведут разведку и добычу или геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых (кроме общераспространенных) в границах предоставленных им участков недр. Они должны будут уведомлять территориальный фонд геологической информации о строительстве и эксплуатации не позднее чем за 15 рабочих дней до начала работ.
Эксплуатирующая организация обязана направить в Росприроднадзор план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. План можно отправить через Госуслуги. Он считается согласованным, если в течение 16 рабочих дней Росприроднадзор не направил решения о согласовании или замечаний. Запись об этом вносится в реестр согласованных планов.
Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование будут действовать до 1 сентября 2027 г. Уточняется перечень документов для предоставления водного объекта для прудовой аквакультуры (рыбоводства):
Сокращен срок рассмотрения заявки и материалов на получение разрешения на выбросы для установления нормативов допустимых выбросов и временно разрешенных выбросов с 45 рабочих дней до 30 рабочих дней.
Изменениями урегулированы вопросы использования лесов для изыскательской деятельности.
Лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, будет предоставляться в аренду, или в отношении него может быть установлен сервитут, публичный сервитут. Договор аренды лесного участка можно будет заключать на срок до одного года.
Будет возможно использование лесов без предоставления лесного участка, установления сервитута, если изыскательская деятельность не повлечет за собой проведение рубок лесных насаждений, на основании разрешений органов государственной власти, местного самоуправления.
Допускается возведение некапитальных строений, сооружений.
Скорректированы Лесной и Земельный кодексы. Поправки касаются строительства объектов туризма и спорта на лесных участках, предоставленных для рекреационной деятельности.
К полномочиям Минприроды дополнительно отнесено утверждение правил использования лесов для осуществления изыскательской деятельности.
Начинают действовать правила использования лесов для изыскательской деятельности.
Установлено, что для изыскательской деятельности начинают действовать нормы ЛК РФ об использовании лесов. Лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, будет предоставляться в аренду, или в отношении него может быть установлен сервитут, публичный сервитут. Договор аренды лесного участка можно будет заключать на срок до одного года.
Будет возможно использование лесов без предоставления лесного участка, установления сервитута, если изыскательская деятельность не повлечет за собой проведение рубок лесных насаждений, на основании разрешений органов государственной власти, местного самоуправления.
Уточнено, что лесная декларация может быть подписана не только УКЭП, но и простой или неквалифицированной электронной подписью. Срок проверки лесной декларации уполномоченным органом на соответствие форме и содержанию сокращен с 5 до 4 рабочих дней, а в отношении лесов на землях обороны и безопасности — с 9 до 8.
Мероприятия по ликвидации очагов вредных организмов будут планироваться в т. ч. на основе данных о наличии в лесных насаждениях карантинных объектов. При их реализации будет проводиться рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами.
Определены особенности обследования насаждений, заселенных стволовыми вредителями, в том числе карантинными объектами. По итогам будет составляться акт. Приведена его форма.
Устанавливается, что доведение информации о применении пестицидов до лиц, указанных в части 2 статьи 16 Закона «О пчеловодстве в Российской Федерации», обеспечивается не ранее чем за 10 дней и не позднее чем за 5 дней до их применения (в настоящее время — не позднее чем за 3 дня до проведения работ по их применению).
Уточняются сведения, которые должна содержать информация о применении пестицидов.
Дополняется информация, которая должна содержаться в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов.