Примерное время чтения: 5 мин.
Ежегодно леса страдают от огня: пожары уничтожают деревья, гибнут растения и животные. По данным СМИ, за 2023 год в России произошло 12,8 тысяч лесных пожаров на площади 4,6 млн га.
Но лес — уникальная экосистема, способна восстановить себя даже после урагана, пожара, наводнения. Иногда определенные природные факторы или воздействие человека приводят к сукцессии, то есть смене одного биоценоза другим. Съели тайгу короеды — вырос на месте сосен и кедров осинник, под пологом которого хвойным не жить. А тундра? Говорят, после вмешательства человека она не восстанавливается вовсе. Восстановление леса после пожаров носит название «вторичная сукцессия», так как процесс запускается на уже сформировавшихся биоценозах после их нарушения.
После пожаров восстановление леса занимает от 30 до 50 лет. Однако исследователи рассмотрели, что происходит с участками тропических лесов, которые использовались для сельского хозяйства, а затем были заброшены на несколько сезонов. Оказалось, что старая часть леса (участки почвы, любые оставшиеся деревья и даже пни) создала богатую питательными веществами экосистему, пригодную для прорастания нового лесного массива. Авторы научной работы заключили, что лучшая стратегия восстановления лесов — «естественное возобновление». Она более эффективна, чем запланированная высадка новых деревьев. В районах, где происходило естественное возобновление, наблюдается более высокое биоразнообразие, лучше восстанавливаются пищевые цепи экосистем.
Как же природа «берет своё» после пожаров?
Все сроки указаны примерно, для разных территорий они свои. Восстановление зависит от многих факторов. На территориях, где нет антропогенной нагрузки, процесс пойдет быстрее, чем на той, которая находится под влиянием воздействия человека.
Лесовосстановление — это работа, которая должна учитывать не только экономическую эффективность отрасли, но и уникальные природные условия, сложившиеся на разных территориях. Есть леса, от которых зависит нерест рыб, уровень воды в реках и многое другое.
В США таким инструментом стал POSCRPT — инструмент прогнозирования пространственного восстановления хвойных деревьев после пожара, который помогает управляющим лесами определять в течение нескольких недель после катастрофы, где естественное возобновление деревьев возможно, а где может потребоваться искусственная посадка саженцев для восстановления наиболее уязвимых участков леса. Исследование показало, что хвойные деревья реже восстанавливаются после пожаров, когда саженцы сталкиваются с более сухими климатическими условиями, особенно в низинных лесах, которые и так подвергаются стрессу от засухи. Больше успехов у смешанных лесов на территории умеренного климата.
Повышение эффективности использования лесов зависит от координации действий всех пользователей и государства. Необходим стратегический подход ко всему комплексу проблем.
Осознавая необходимость сохранения лесных экосистем, Россия разрабатывает и внедряет комплексные программы по восстановлению лесов. В программу входит, в том числе, и естественный вид лесовосстановления.
При естественном восстановлении лесов необходимо также проводить агротехнические и лесохозяйственные мероприятия, направленные на:
Метод естественного восстановления лесов целесообразен в таежных условиях и на территориях с низкой вероятностью смены доминирующих древесных пород. В районах, где происходило естественное возобновление, наблюдается более высокое биоразнообразие, лучше восстанавливаются пищевые цепи экосистем. Этот способ применим в случаях, когда после рубки остается достаточное количество жизнеспособного подроста ценных пород деревьев. Используется в сочетании с комплексом лесовосстановительных мероприятий. Для оптимизации и ускорения процесса оставляют подросты семенных культур и проводят минерализацию почвы.