Примерное время чтения: 6 мин.
Когда звучит фраза «искусство фотографии», на ум приходят черно-белые портреты неизвестных людей начала XX века, документальные снимки исторических событий, кадры, заставляющие задуматься о вечном или мимолетном. Но искусство фотографии не возникло бы без гениальных идей и решений химиков прошлого.
Несмотря на то, что потемнение некоторых соединений, в том числе солей серебра, под действием солнечного света было известно еще со времен алхимиков, впервые на практике это свойство было применено в 1826 году, когда французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс (1765–1833) вместе с художником Луи Жаком Манде Дагером (1787–1851) разработали метод получения изображений, названный дагеротипией.
Дагеротипия — это фотографический процесс, основанный на светочувствительности йодистого серебра, когда на фотографические пластины наносится слой серебра, а затем тщательно очищенная поверхность обрабатывается парами йода. Под действием света йодид серебра разлагается с образованием микроскопических частиц металлического серебра, не видимых глазу. Далее пластинку проявляют в парах ртути. Взаимодействуя с ртутью, частицы серебра образуют амальгамы серебра, что можно наблюдать визуально. Амальгама серебра создает участки с матовой поверхностью, оптические свойства которой отличаются от зеркальной поверхности серебра. Оставшийся йодид серебра удаляется обработкой хлоридом натрия.
Датой рождения фотографии считается 7 января 1839 года, когда о ней был сделан доклад во Французской академии наук английским ученым-любителем Уильямом Генри Фоксом Тальботом (1800–1877). После завершения артистической карьеры он начал экспериментировать в фотографии и создал светочувствительную бумагу. Тальбот пропитывал листы бумаги хлоридом натрия, высушивал их, а затем обрабатывал нитратом серебра, что приводило к образованию хлорида серебра. Те участки, которые подвергались действию света и состояли из мельчайших частиц серебра, были темными. Неосвещенные участки оставались светлыми.
За два с лишним века специалисты испытали немало материалов на пригодность в фотографии, но оказалось, что ни один не дает такого качества изображения, как серебро из-за светочувствительности его солей. Получается, что самыми крупными потребителями серебра являются кино- и фотопромышленность. Но помимо традиционной бытовой существуют и разные виды научно-технической фотографии, эмульсионно-желатинсодержащие радиационно-чувствительные кристаллы галогенида серебра содержатся в рентгеновской пленке, применяемой в медицине.
В советские времена контроль за драгоценным металлом был жестким. Все фабрики фотоуслуг и фотоателье были обязаны сдавать отработанный закрепитель, остатки бракованной бумаги, ненужные негативы в специальный пункт добычи серебра. Был даже план на сдачу отходов, которые впоследствии превращались в драгоценный металл.
Сегодня при использовании фотоматериалов, содержащих серебро, в типографиях, издательствах, фотоателье, кино- и фотолабораториях, фото- и рентген-кабинетах отработанные фиксажные растворы также подлежат обязательному сбору и утилизации.
В настоящее время этот процесс регулирует Инструкция по учету, сбору, хранению и сдаче в государственный фонд серебра в виде лома и отходов, получаемого при сборе изношенных серебросодержащих узлов и деталей электроаппаратуры, приборов и иных изделий, утвержденная Министром энергетики и электрификации СССР П.С. Непорожним 19 сентября 1979 г.
Согласно п. 3 вышеуказанного документа запрещается уничтожать вышедшие из употребления изделия и детали, содержащие серебро, без предварительного его извлечения. А также запрещается выливать отработанные фиксажные и другие серебросодержащие растворы, уничтожать или сжигать отработанные кинофотоматериалы (фотобумагу, фотопленку, фото-рентген-пленку) без предварительного извлечения из них серебра.
При использовании фотоматериалов, содержащих серебро, обязательному сбору подлежат:
Отработанные фиксажные растворы и эмульсии должны собираться в стеклянные, керамические или винипластовые сосуды. Собранные отходы фотобумаги, бракованные и использованные фотоотпечатки, обтирочные и фильтровальные материалы, а также отходы фото-рентген-пленки, изготовленной на ацетатной негорючей основе, хранятся в деревянных ящиках, корзинах, тканевых или бумажных мешках. Отходы кино-фото-рентген-пленки, изготовленной на легковоспламеняющейся нитрооснове, хранятся в плотно закрывающихся железных ящиках или в другой таре из негорючего материала, обеспечивающего противопожарные требования. Серебросодержащие фотоотходы до отправки должны быть подвергнуты первичной обработке для приведения их в состояние, удобное для транспортировки и дальнейшей переработки.
Повторно серебро может применяться в некоторых видах электротехнических и электронных изделий, для получения химических соединений, использоваться в фильтрах, катализаторах, в изделиях, стойких к агрессивной среде.
Возвращение извлеченного серебра в оборот ценных материалов позволяет беречь окружающую среду и экономить ценные ресурсы.