Примерное время чтения: 9 мин.
В любом регионе Мирового океана существует вероятность контакта с малоизвестными или недостаточно изученными обитателями, представляющими серьёзную, иногда даже смертельную опасность. В последнее время в СМИ все чаще стали встречаться статьи о нашествии стрекающих. Тип Кишечнополостные (Colenterata), или Стрекающие (Cnidaria), объединяет около девяти тысяч видов.
Наиболее известными представителями кишечнополостных являются медузы. В тропических и даже умеренных водах ядовитые медузы встречаются довольно часто. У всех медуз есть стрекательные клетки, но ядовитыми считаются медузы, имеющие мощные нематоцисты, способные своей нитью пробить кожу человека, то есть ввести под кожу токсин. Пострадавший может тяжело заболеть, а иногда и погибнуть.
Медузы, как и другие стрекающие, входят в число древнейших существ на планете: они старше динозавров, более 50 миллионов лет назад они были чуть ли не единственными обитателями океанов. По типу питания медузы — планктофаги, в основном потребляющие зоопланктон, личинок и икру рыб. Некоторые виды медуз специализируются на питании другими желетелыми. В отдельных случаях значительную часть рациона медуз могут составлять одноклеточные водоросли, простейшие, мелкие и бактериальные частицы.
Их популяции ничто не угрожает; напротив — количество медуз по всему миру стремительно растет. Они оказались теми немногочисленными видами животных, которым изменение климата пошло на пользу. Потепление Мирового океана увеличило пригодные для них ареалы, и теперь стрекающие активно продвигаются на север (или юг, в зависимости от полушария).
Огромное количество медуз наполняет моря — это проблема всеобъемлющая, а не только касающаяся рыбаков и туристов. Еще в 2006 году военный корабль USS Ronald Reagan, оказавшийся в акватории Австралии, пришлось отправлять на ремонт, поскольку медузы забились в трубы охлаждения ядерного реактора и корабль оказался парализован. «Медузы захватили американский авианосец!» — кричали заголовки австралийских газет. После этого специалисты смоделировали эту угрозу для других типов судов и признали их уязвимость. Инженеры приступили к проектированию защитных конструкций.
© Photojuli / Фотобанк Лори
Продвижение медуз по всему миру влечет за собой множество других негативных последствий. У западного побережья Ирландии лососевые фермы теряют сотни тысяч рыб, укушенных тропическими медузами. Кроме того, электростанции Швеции, Израиля, США, Японии и других стран работают с перебоями: огромное количество желеобразных существ все чаще попадает в энергосистему. Один из филиппинских островов недавно был полностью обесточен по этой причине, а в 2013 году из-за блокировки водозабора аурелиями была приостановлена работа шведской атомной электростанции.
В Японии медуз называют второй опасностью после землетрясений, так как, начиная с 1960 года, нашествию медуз постоянно подвергаются японские атомные электростанции. Здесь встречается гигантский представитель желеобразных — Nemopilema nomurai, чей размер может достигать двух метров, а вес — 200 килограммов. Ранее этих медуз здесь встречали каждые 30 лет, а теперь — почти каждый год. В настоящее время принимаются дополнительные меры предосторожности. В частности, ученые работают над созданием определенных систем, способных предсказать, в какое время можно ожидать увеличения их количества.
Ученые считают, что рост медуз оказывает небезопасное влияние для всей морской экосистемы. Из-за обилия медуз рискует значительно сократиться кормовая база многих рыб, что, в свою очередь, приведет к исчезновению последних. Так, в 1980-х гребневик Mnemiopsis leidyi, известный как морской грецкий орех, был занесен в Черное море из западной части Атлантического океана, предположительно, в балластных водах морских судов. Здесь они расплодились так быстро, что к 1989 году их численность местами достигала 400 особей на один кубический метр воды. Рыбы не выдерживали конкуренции за пищу, поскольку гребневик в день потребляет в 10 раз больше собственного веса. Многие рыбы сами стали пищей для хищников. Все это нанесло большой урон местному рыболовству.
В 2000 году австралийцы обнаружили медуз в Мексиканском заливе. Их тоже занесли вместе с водным балластом. Медузы в Мексиканском заливе весят до 15 фунтов. В 2000 году они покрыли водное пространство в 60 квадратных миль. Они поглощали такое количество рыбы, яиц и планктона, что стало невозможно поддерживать морскую экосистему.
Зачастую местом обитания ядовитых стрекающих становятся популярные пляжи.
© Константин Шишкин / Фотобанк Лори
По данным представителей науки, численность медуз в Азовском море из-за осолонения в летне-осенний период составляет около 4,5 млн тонн и продолжает расти. Это побудило специалистов начать выработку рекомендаций по организации промысла медуз. А ученые из Словении ищут способ обратить её на пользу экологии. Они разрабатывают прототип фильтра для очистных сооружений. В качестве фильтрующего вещества используется слизь медуз. Эта вязкая жидкость способна обволакивать и задерживать микрочастицы пластика. Если разводить медуз в нужных количествах, это может помочь решить главную экологическую проблему Мирового океана.
Ученые полагают, что медузы «вездесущи». Выжив полмиллиарда лет, они и сейчас способны выживать там, где другие существовать не могут. Как это ни странно, но загрязнение мирового океана только способствует увеличению численности медуз. Пластиковые отходы — отличная база для выращивания потомства, созревания икринок. Появление в воде отходов обогатительных веществ с ферм способствует созданию «энтропических зон» с недостатком кислорода. У медуз очень низкий метаболический уровень (норма), поэтому им не требуется много кислорода. Они спокойно живут в таких водах, где задохнулись бы другие обитатели океанов. Некоторые медузы «вдыхают» кислород своими «колоколами». Поэтому они могут нырять в бескислородные водные пучины, как это делают водолазы и пребывать там до двух часов.
Более того, медузы, несущие смерть всему, сами по существу бессмертны. В «тяжелые времена» они просто уменьшаются в размере, но их тела не теряют своих пропорций. Когда пища появляется, медузы вновь начинают расти. Некоторые медузы живут до десяти лет. А вот в стадии полипа они бессмертны. Так одна колония полипов, которую стали изучать еще в 1935 году, до сих пор живет в свое удовольствие в одной из лабораторий в штате Вирджиния.
Нарушение экосистемы, в основном человеком, идет только на пользу медузам. Так, интенсивная ловля анчоусов, врагов медуз, привела к тому, что количество медуз стало только увеличиваться. Популяция и ареал обитания медуз постепенно расширяется. Эти неразборчивые животные часто попадают в непривычные для них места и с удовольствием там обитают, нанося непоправимый ущерб экосистеме.
Еще в 1966 году конгресс США принял закон о контроле над медузами. Он был обновлен в 1970 и 1972 годах. Закон обязывает министра торговли провести исследования с целью установления количества медуз и их влияния на рыб. Одним из вариантов контроля численности медуз является не допускать инвазий. Поможет не допустить перемещения медуз тщательное очищение днищ судов. Ещё в 2004 году, преследуя эту цель, была принята международная конвенция, требующая использования судами балластной воды в открытом океане до входа в прибрежную зону для очистки днища.