Примерное время чтения: 5 мин.
Если отдельно изучить три слова «международный», «экологический», и «суд», то можно дать следующее определение: международный экологический суд — это международный орган, осуществляющий правосудие при рассмотрении дел, связанных с вопросами экологии, в который могут обратиться представители государств, юридические или физические лица.
ХХ век стал переломным в истории в разных сферах, в том числе, в экологии. Из-за увеличения озоновой дыры была запрещена торговля хлорфторуглеродом, ученые смогли доказать взаимосвязь роста выбросов парниковых газов с глобальном потеплением, а «долгоживущие» стойкие органические загрязнители стали находить вдали от областей их применения. Все это привело к пониманию, что загрязнение окружающей среды отрицательно сказывается как на естественных экосистемах, так и на здоровье человека. И масштабы этого воздействия уже достигли уровня экологической катастрофы планетарного масштаба.
Первые шаги по международно-правовому регулированию природоохранных отношений были предприняты еще в середине XX века. Конец столетия ознаменовался развитием судебных процессов, проводимых главным образом в Международном Суде Организации объединенных наций.
Так, в Международном Суде ООН рассматривались: дело 1972 года о рыбных промыслах (Великобритания против Исландии, ФРГ против Исландии), дело 2010 года о целлюлозных заводах на реке Уругвай (Аргентина против Уругвая), дела, связанные с деятельностью, осуществляемой Никарагуа в пограничной зоне (Коста-Рика против Никарагуа), строительством дороги в Коста-Рике вдоль реки Сан-Хуан (Никарагуа против Коста-Рики), а также дело о китобойном промысле в Антарктике (Австралия против Японии).
В юридической литературе высказывались предложения по созданию международного экологического суда (МЭС). Так, при подготовке к Конференции ООН в Рио-де-Жанейро 1992 года, силами международной юридической общественности была сделана попытка создания такого суда в системе ООН как независимой инстанции, состоящей из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН. По мнению юристов-экологов, такой суд «… способен помочь справедливому и экологически корректному разрешению споров по охране окружающей среды».
Главной задачей суда представлялось не наказание, а установление виновника экологического правонарушения. Стороны должны были бы добровольно исполнять решения суда о компенсациях или прекращении какой-либо вредной для окружающей среды деятельности. Было предложено включить в юрисдикцию суда не только вынесение решений по межгосударственным спорам, но и по спорам с участием отдельных лиц и организаций. Предполагалось, что в международный экологический суд смогут обращаться лица с жалобами на государство, гражданами которого они являются. Однако предложение о создании международного экологического суда в рамках ООН не нашло своих сторонников.
В 1993 году при Международном Суде ООН была создана Камера по разрешению международных экологических споров, однако с 2006 года судьи в эту Камеру не выбирались, так как за 13 лет ни одно государство не обратилось за помощью для разрешения межгосударственных экологических споров.
Стоит отметить, что не все споры можно решить, обратившись в Международный Суд. Так, в деле о трансграничном загрязнении между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, Российская Федерация не сможет требовать возмещения ущерба, так как Китайская Народная Республика не является участником Конвенции ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий, а двухстороннее соглашение между странами не предусматривает возможности передачи спора на разрешение какому-либо международному суду.
В Пекине в 2006 году Российская Федерация и Китайская Народная Республика подписали Декларацию, в которой подчеркнули важность совместных усилий по защите окружающей среды, предотвращению техногенных катастроф и сведению ущерба к минимуму в приграничной зоне. В 2008 году стороны подписали Соглашение о рациональном использовании и охране трансграничных вод, но стороны не выделили в нем нормы о возмещении вреда, возникшего из-за трансграничного загрязнения, и не выделили право на передачу спора в какую-либо международную судебную инстанцию. Исходя из вышесказанного, Российская Федерация имеет возможность воспользоваться правом разрешения данного спора только путем межгосударственных переговоров.
Международное сотрудничество государств и организаций являются необходимыми условиями, способными объединить усилия различных политических институтов, направленных на борьбу и предотвращение глобальных проблем, связанных с изменением климата, загрязнением водоемов, истощением и заражением почвы, вымиранием растений и животных. Взаимодействие на международном уровне позволит осуществлять должный обмен опытом, технологиями, осуществлять совместное исследование и формирование программ для предстоящего обеспечения экологической безопасности.