Примерное время чтения: 5 мин.
Экологические конфликты как конфликты между социальными группами и институтами по поводу использования природы и среды обитания возникали в разные годы и на разных территориях, однако, несмотря на их значимость для благополучного сосуществования всего живого и ответственность перед будущими поколениями, они обычно вытеснялись на второй план общественного сознания.
По данным Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), за прошедшие 60 лет 40% всех внутригосударственных конфликтов были связаны с эксплуатацией природных ресурсов. Всем известно, что в результате антропогенного воздействия происходит постепенное ухудшение состояния возобновляемых природных ресурсов (воздуха, воды, животного и растительного мира), в разных уголках мира ведется борьба за дорогостоящие природные ресурсы (например, древесина, алмазы, золото, полезные ископаемые и нефть), за плодородные земли и воду. Все это приводит к возникновению и обострениям конфликтов между людьми или государствами. Так, по информации ООН, с 1990 года не менее восьми сопровождавшихся конфликтов из-за эксплуатации природных ресурсов привели к столкновениям.
Именно поэтому правовое регулирование экологических конфликтов является одной из важнейших задач экологического права, а их урегулирование — ключевым элементом современных технологий управления.
В качестве ведущих подходов к способам разрешения/предотвращения конфликтов рассматриваются два основных:
Методический аппарат для стоимостной оценки ущербов от деградации природной среды развивается как в рамках концепции общей экономической ценности природных ресурсов, так и в рамках затратной концепции (объем восстановительных работ). При этом стоит отметить, что экологические конфликты можно обсуждать не только на языке экологического законодательства, но и на юридическом языке прав человека, прав коренных народов и т.д. Величина компенсаций в этом случае будет определяться на основании соответствующего законодательства, которое практически не совпадает с экологическим.
За рубежом экологические конфликты, затрагивающие бедных, меньшинства и другие уязвимые группы, легче разрешить, используя законодательство по правам человека, чем на основании экологического права. Сформировалось даже направление политической деятельности «Экологическая справедливость» (Ecological justice), которое направлено против «экологического расизма» (экологическая деградация нарушает права человека и, прежде всего, незащищенных категорий населения).
В России экологические конфликты обычно происходят из-за проблем, вызванных:
Экологические референдумы в подавляющем большинстве случаев организуются с целью не допустить строительство новых экологически опасных объектов.
Для купирования конфликтов на разных уровнях применяется широкий спектр инструментов, включающий в себя:
Важнейшим инструментом выявления и регулирования внешних эффектов во всем мире является процедура ОВОС — оценки воздействия на окружающую среду. Именно ОВОС связывает хозяйственный проект с конкретной территорией, а его результаты содержат информацию, позволяющую принимать решения о возможности или невозможности реализации проекта. Составной частью процедуры ОВОС является обсуждение проекта с заинтересованной общественностью, что дает возможность населению выразить свое отношение к проекту. Таким образом, ОВОС позволяет на ранней стадии процесса принятия решений выявить потенциальные внешние эффекты и показать, могут ли они быть интернализованы на конкретной территории.