Примерное время чтения: 6 мин.
Леса с точки зрения их экологического значения переоценить невозможно. Лес как важнейшее звено связанных компонентов окружающей природной среды значительно влияет на климат, обеспечивая очищение воздуха, защищая водные ресурсы, животный и растительный мир, обеспечивая сохранность биологического разнообразия дикой природы. Также лес по-прежнему рассматривается как источник получения материальных ценностей, без которых человечество не может обойтись и сейчас, и, вероятно, в будущем, поскольку значительные объемы древесины необходимы как строительные материалы, бумага, мебель, дрова, пищевые и лекарственные растения и другие виды имущественных ценностей.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также пункту 8 «Основ государственной политики в области экологического развития РФ до 2030 года», воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности являются одним из основополагающих принципов охраны окружающей среды.
На данный момент, в соответствии со Стратегией экологической безопасности РФ до 2025 года, состояние окружающей среды РФ оценивается как неблагополучное. Согласно сведениям Федерального агентства лесного хозяйства о гибели лесных насаждений (по состоянию на 1 июля 2021 года) на площади 379.1 га причиной гибели лесов является антропогенный фактор.
В физиологически ослабленных лесах часто происходит массовое размножение вредных насекомых, а также грибов — возбудителей опасных болезней древесных растений.
Федеральным законом от 23.06.2016 № 218 ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» нормы, регулирующие защиту лесов, вынесены в отдельную главу — 3.1 «Защита лесов».
Защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами, использующими леса. Защита лесов от вредных организмов, внесенных в перечень карантинных объектов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 206 ФЗ «О карантине растений».
Защита лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса обеспечивается путем систематического слежения за своевременным выявлением очагов вредителей и болезней, мерами по профилактике возникновения указанных очагов, их локализации и ликвидации.
Деятельность по защите лесов подразделяется на два направления: выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидация очагов вредных организмов.
В соответствии со статьей 60.3 Лесного Кодекса (ЛК) РФ, правила санитарной безопасности в лесах установлены постановлением Правительства РФ от 09.012.2020 № 2047 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах».
Меры санитарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя проведение обследований очагов вредных организмов, уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов, рубку лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами (ст. 60.8 ЛК РФ).
По результатам деятельности по обеспечению защиты лесов составляется отчет о защите лесов согласно ст. 60.11 ЛК РФ.
В отчете о защите лесов содержится информация о мероприятиях по защите лесов от вредных организмов, включая информацию о площадях, на которых проведены санитарно-оздоровительные мероприятия. Перечень информации, включаемой в отчет о защите лесов, форма и порядок представления отчета о защите лесов, а также требования к формату отчета о защите лесов в электронной форме установлены приказом Минприроды России от 09.03.2017 № 78 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме».
Отчет о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ, непосредственно, либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками согласно ст. 61 Лесного кодекса РФ.