Примерное время чтения: 7 мин.
Практически каждый из нас регулярно пользуется косметическими продуктами и средствами личной гигиены. Несмотря на то, что косметический рынок ориентирован преимущественно на женскую аудиторию, мужчины тоже пользуются косметическими продуктами. Поэтому, если вам дорого свое здоровье, крайне важно понимать, что продается в магазинах и из каких компонентов состоит то или иное средство.
Косметика, особенно та, что наносится на кожу и может попасть внутрь организма, должна соответствовать стандартам безопасности. Это означает, что производителям или импортерам необходимо доказать, что их продукт можно использовать, и что он не вызовет у потребителя ожога, раздражения или хронического заболевания, вроде аллергии или рака.
Тестирование косметического продукта проводят в основном двумя методами: in vivo — опыты над животными, и in vitro, для которого используют ткани человека, выращенные в пробирке. Реже используется компьютерное моделирование, но считается, что это перспективный способ, который будет использоваться чаще из-за развития компьютерных технологий и искусственного интеллекта.
По данным организации, выступающей против тестирования косметики на животных, 88% из 50 наиболее крупных косметических брендов тестируют косметику на животных. Среди таких компаний: L’Oréal, Gillette, Nivea, Guerlain, Estee Lauder, MAC, Lancôme, Pantene, Clinique, Maybelline, Head & Shoulders, Clarins, Benefit, Shiseido, Olay, Yves Rocher, Rexona, Schwarzkopf, L’Occitane, Old Spice, Palmolive, Biore, Clear, Innisfree, La Roche-Posay, Bobbi Brown, Oriflame, Avon. Из топ-100 косметических компаний только 35% являются cruelty-free. Посчитать точное количество всех подопытных животных в мире — практически невыполнимая задача, однако считается, что ежегодно в мире страдают от 100 до 500 тысяч животных в испытаниях на безопасность косметических продуктов.
Тестирование косметики на животных является обязательным в Китае для импортируемых брендов за исключением маленького числа косметических продуктов. В связи с этим, практически все иностранные косметические бренды, которые присутствуют на китайском рынке, обязаны тестировать свои продукты на животных.
В качестве подопытных животных чаще всего используют грызунов (мышей, кроликов, крыс, морских свинок), а также собак, кошек и овец. Испытания косметики проводятся на слизистых, открытых ранах или побритых участках кожи и внутри организма: через насильное кормление и вдыхание продукта. Эти тесты были разработаны во второй половине XX века и называются тестами Дрейза. Животным как правило не дают обезболивающие и не применяют меры по снижению боли, так как исследователям нужно понимать и хронические, и немедленные эффекты неположенного нанесения продукта. После испытаний выживших животных умерщвляют.
Считается, что тестирование на животных — самый надежный способ проверки продукта на безопасность, однако это не так, и точно не в случае косметики. По данным международной компании Cruelty-free International точность проверки продукта на канцерогенность
при использовании метода in vivo равна 42%. Табачный дым, например, никак не влияет на кроликов, но вызывает рак у человека. Тестирование продукта на морских свинках на аллергическую реакцию актуально для человека в 72% случаев.
Большинство химических формул в косметике уже использовались человеком, и как правило нет никакой необходимости тестировать каждый компонент и конечный продукт на животных. Тем более при наличии метода in vitro.
На сегодняшний день косметика, тестирующаяся на животных, абсолютно запрещена в странах Европы, Израиле, Норвегии, Индии, Турции, Мексике и др., т.е. менее четверти стран мира (41 страна или 22.5%) запретили тестирование косметической продукции на животных. В большинстве стран мира тестирование на животных необязательно, если используется другой метод проверки продукта на безопасность.
Скорее всего вы видели на упаковке крема или шампуня надпись «cruelty-free» или «vegan» и даже могли обратить на это внимание при выборе нового средства. Однако многие люди не знают, что эти понятия — не синонимы.
Если на продукте написано «веган» это еще не означает, что его не тестировали на животных. Такой трюк используют недобросовестные производители или импортеры, которые играют на сострадании покупателя к животным.
Часто на упаковке можно увидеть слово «натуральное», «органическое» или похожие прилагательные, однако это не говорит нам абсолютно ничего ни об использовании животных при производстве продукта, ни о способах его тестирования.
Бывает, что на упаковке не написано никаких слов, но нарисован милый кролик или силуэт животного, который как бы намекает, что продукт является этичным. Это еще один пример обмана потребителя. Изображение животного может быть частью дизайна и не говорит нам ничего о производстве продукта.
Бывает, что официальные значки подделывают — как подделки дорогих брендов одежды — не там торчит лапка или использован не тот шрифт. Чтобы быть абсолютно уверенным в надежности продукта, нужно скачать одно из приложений сертификации, например Cruelty Free and Vegan от PETA (или Leaping Bunny) или Cruelty Free International.
Будьте внимательны при следующей покупке косметики и попробуйте обратить внимание на эти слова-триггеры и картинки.
Мы, как потребители, имеем полный контроль над тем, что производят бренды. Чтобы показать больший спрос на косметику без животного тестирования, можно начать делать выбор в пользу этических продуктов.
Какие правила применяются по отношению к тестированию продуктов на животных в России? С точки зрения косметики, в России необходимо доказывать безопасность косметики либо методом in vivo, либо методом in vitro. Т.е. либо тестированием на животных, либо тестированием в пробирке. Тестирование на животных в России обязательно для бытовой химии, лекарственной косметики и лекарств.
Многие защитники прав животных считают, что косметическая индустрия может и должна полностью избавиться от тестирования продуктов на животных. Современные тесты in vitro, при которых тесты ставятся на образцах человеческих тканей, намного более надежны. Компьютерная симуляция также давно применяется в инженерии и строительстве, поэтому проверка устоявшихся химических формул и реакция человеческого организма вполне осуществима на компьютерных симуляциях. В общем, в наше время испытания над животными для косметических продуктов не имеют никакого оправдания. Они негуманны, жестоки и ресурсозатратны.
Ban on animal testing. Еврокомиссия.
Cosmetics animal testing FAQ. The Humane Society of the United States.
Animals in Cosmetics Testing. Humane Society International.