© Андрей Степанов / Фотобанк Лори. Город Норильск, Красноярский край
Примерное время чтения: 20 мин.
Качество атмосферного воздуха в урбанизированных территориях Российской Федерации является предметом системного мониторинга и анализа. Динамика показателей чистоты атмосферы, а также выявление и количественная оценка источников антропогенного воздействия представляют собой актуальную задачу для обеспечения экологической безопасности и сохранения здоровья населения.
Согласно данным Росгидромета (ежегодник «Состояние загрязнения атмосферы в городах на территории России за 2024 год»), качество атмосферного воздуха в урбанизированных зонах Российской Федерации демонстрирует уровень, далекий от оптимального. Анализ данных по 241 городу показывает, что в 48% случаев (116 административных единиц) фиксируется «высокий» или «очень высокий» уровень загрязнения атмосферы. Данная ситуация затрагивает 50,9 миллиона человек, что составляет порядка 49% городского населения страны. 38 городов, преимущественно расположенных в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, характеризуются критическим индексом загрязнения атмосферы.
Мониторинг в 253 городах выявил, что в 203 из них зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) хотя бы одного загрязняющего вещества. Таким образом, приблизительно половина городского населения подвержена воздействию атмосферного воздуха со значительным превышением нормативных показателей содержания вредных компонентов.
Формирование аэрозольной компоненты атмосферного воздуха (смога) в урбанизированных зонах обусловлено присутствием антропогенных аэрозолей, включая взвешенные частицы (сажа, PM2.5, PM10), оксиды азота (NOx), летучие органические соединения (формальдегид, бенз(а)пирен) и газообразные соединения кислот (H₂S, HF, HCl).
Основными источниками антропогенного воздействия на качество атмосферного воздуха являются:
Тенденция по концентрациям выбросам загрязняющих веществ:
| Вещество | Концентрация (динамика) |
| Взвешенные вещества | Падает (растут и выбросы) |
| Диоксид азота, Оксид азота | Растет (растут и выбросы) |
| Диоксид серы | Остается постоянной (выбросы падают) |
| Оксид углерода (СО) | Падает (растут и выбросы) |
| Бенз(а)пирен | Падает (выбросы падают) |
| Формальдегид | Растет (растут и выбросы) |
Роспотребнадзор акцентирует внимание на том, что качество атмосферного воздуха во многих городских центрах представляет серьезную угрозу для здоровья населения. Помимо общего снижения самочувствия и ухудшения качества жизни, загрязненный воздух ассоциирован с обострением бронхиальной астмы, а также способствует развитию широкого спектра кардиореспираторных патологий. Особую тревогу вызывает присутствие в воздушной среде канцерогенных веществ, таких как бенз(а)пирен и формальдегид, которые не только значительно повышают онкологический риск, но и способны вызывать нарушения в работе эндокринной системы.
Для систематизации и выявления территорий с критическим уровнем загрязнения атмосферного воздуха был разработан Приоритетный список городов, критерием включения в который является Индекс Загрязнения Атмосферы (ИЗА) ≥ 14. После актуализации в 2024 году, в данный перечень впервые вошли Вихоревка и Серпухов, в то время как Магнитогорск, Челябинск, Череповец, Волгоград и ряд других населенных пунктов были из него исключены.
Исторически стабильно в этот список входят города Прибайкалья и Приангарья, такие как Братск, Черемхово, Шелехов и Усолье-Сибирское. В настоящее время список включает 38 городов, где фиксируются стопроцентные превышения предельно допустимых концентраций по нескольким загрязняющим веществам.
Географический анализ показывает, что большая часть этих городов (28 из 38) расположена в азиатской части страны (Сибирь, Дальний Восток). В городах, лидирующих по уровню загрязнения, отмечается мультифакторное превышение нормативов: например, в Черемхово зафиксированы превышения по пяти веществам, а в Усолье-Сибирском — по шести (при этом комплексный индекс, основанный на пяти приоритетных загрязнителях, рассчитывается по максимальным концентрациям).
Кроме того, в 33 городах были зарегистрированы единичные эпизоды, когда разовые концентрации отдельных веществ превышали нормативные значения в 10–20 раз, что свидетельствует о наличии источников экстремально высоких, хотя и кратковременных, выбросов.

В нескольких городах засвидетельствованы разовые максимальные превышения в десятки раз: хлорид водорода в Бийске — 26,1 ПДК (то есть в 26 раз выше нормы), бенз(а)пирен в Чите — до 56,4 ПДК, сероводород в Самаре — до 100,8 ПДК.
Города с очень высоким и высоким уровнем загрязнения по данным Росгидромета:
| Города с очень высоким уровнем загрязнения на 2024 год | Абакан, Азов, Ачинск, Батайск, Белоярский, Бийск, Братск, Вихоревка, Волгодонск, Зима, Ижевск, Канск, Комсомольск-на-Амуре, Красноярск, Курск, Кызыл, Лесосибирск, Луганск, Махачкала, Минусинск, Назарово, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новомосковск, Новочеркасск, Петровск-Забайкальский, Ростов-на-Дону, Свирск, Селенгинск, Серпухов, Томск, Улан-Удэ, Усолье-Сибирское, Черногорск, Чита, Шелехов, Южно-Сахалинск |
| Города с высоким уровнем загрязнения на 2024 год | Алчевск, Ангарск, Армянск, Архангельск, Балаково, Барнаул, Белгород , Березники, Биробиджан, Брянск, Волгоград, Волжский, Воронеж, Горловка, Гусиноозерск, Дзержинск, Димитровград, Донецк, Екатеринбург, Енакиево, Жигулевск, Заполярный, Зея, Златоуст, Иваново, Иркутск, Искитим, Казань, Калуга, Кемерово, Краснодар, Красноперекопск, Краснотурьинск, Курган, Магадан, Магнитогорск, Макеевка, Медногорск, Миллерово, Мончегорск, Москва, Мулловка, Мурманск, Набережные Челны, Нижневартовск, Нижнекамск, Никель, Новодвинск, Новороссийск, Новосибирск, Новотроицк, Норильск, Омск, Орск, Пенза, Пермь, Подольск, Рязань, Салават, Салехард, Самара, Саратов, Соликамск, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сызрань, Тольятти, Тула, Ульяновск, Чегдомын, Челябинск, Череповец, Шахты, Якутск, Ялта, Ярославль, Ясная Поляна |
Стоит отметить, что качество воздуха в России контролирует федеральная сеть наблюдательных станций (ГСН Росгидромета), а иногда её дополняют и территориальные сети (ТСН). Данные, полученные с этих станций, стали основой для запуска федерального проекта «Чистый воздух», который входит в национальный проект «Экология». Его основная задача — сократить объём выбрасываемых в атмосферу вредных веществ как минимум на 20%.
Финансирование федерального проекта «Чистый воздух» демонстрирует растущую динамику, что отражает масштабы поставленных задач. На период 2024–2026 годов предусмотрено выделение 4,2 млрд рублей, при этом наблюдается существенный рост расходов: до 6,5 млрд в 2025 году и 9,5 млрд в 2026 году (с учётом бюджетных корректировок).
Важно отметить, что около 90% этих затрат возлагается на промышленные предприятия и региональные бюджеты, тогда как федеральный бюджет покрывает лишь оставшиеся 10%. Государство активно поддерживает эти инициативы через предоставление льготных кредитов, субсидий и региональных грантов. С 2018 года уже направлено свыше 29 млрд рублей на ключевые мероприятия, включая перевод частного сектора и котельных с угольного топлива на газ или электричество, модернизацию устаревших котельных и «озеленение» транспортной инфраструктуры.
Изначально проект охватывал 12 крупных промышленных центров (среди них Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Нижний Тагил, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита). С осени 2024 года список участников был расширен на 29 городов, характеризующихся высоким уровнем загрязнения. Перед ними поставлена амбициозная цель — сократить объём опасных выбросов вдвое к 2030 году. Для каждого из этих городов разработаны и утверждены комплексные планы мероприятий, последний из которых был принят к сентябрю 2025 года.
Примечательно, что ряд городов с наиболее сложной экологической обстановкой, таких как Шелехов, Селенгинск, Черногорск, Череповец и Чегдомын, одновременно являются моногородами со сложным социально-экономическим положением, что добавляет дополнительные вызовы в реализации проекта.
| Дата принятия комплексного плана | Города |
| До 2025 года | Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита, Шелехов |
| Начало 2025 года | Абакан, Гусиноозерск, Искитим, Минусинск, Улан-Удэ, Черногорск, Южно-Сахалинск |
| Май 2025 года | Селенгинск, Ачинск, Лесосибирск, Уссурийск, Кемерово, Комсомольск-на-Амуре, Усолье-Сибирское, Чегдомын |
| Сентябрь 2025 года | Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Курган, Ангарск, Зима, Иркутск, Свирск, Черемхов, Петровск-Забайкальский, Астрахань, Барнаул, Махачкала, Кызыл |
Значительная часть финансирования направляется на технологическое перевооружение промышленных предприятий. Это включает в себя переход котельных и транспортных систем на более экологичные виды топлива, модернизацию производственных цехов и установку современных систем очистки выбросов. Ключевая финансовая нагрузка, как признает Минприроды, лежит на самой промышленности, поскольку именно эти предприятия являются основными источниками загрязнения. Без их существенных инвестиций достижение целей проекта «Чистый воздух» было бы невозможным.
В качестве основных результатов реализации федерального проекта можно отметить:
Таким образом, в рамках проекта системно обновляется как техническая, так и нормативно-методологическая база мониторинга, что в совокупности со снижением выбросов загрязняющих веществ ведет к улучшению экологической обстановки и оказывает безусловно положительное влияние на здоровье населения.

Проблема загрязнения воздуха в промышленных центрах является предметом обеспокоенности правительств многих стран, а не только России, что стимулирует глобальные усилия по улучшению качества атмосферы.
Интересным маркером этой тенденции является появление коммерческих предложений «чистого горного воздуха», консервированного в баллонах и банках, доступного в Канаде, Великобритании и даже в некоторых регионах России, включая Алтай, что свидетельствует о растущем спросе на экологически чистый воздух.
На международной арене реализуются следующие инициативы:
Китай. В конце 2023 года был опубликован «План действий по устойчивому улучшению качества воздуха в отдельных регионах». Целями программы к 2025 году являются: снижение среднегодовой концентрации PM2.5 в городах на 10% относительно уровня 2020 года, обеспечение менее 1% дней с «сильным» смогом, а также сокращение выбросов NOₓ и летучих органических соединений (ЛОС) на 10%. Особое внимание уделяется переводу промышленных предприятий на чистую энергию (газ, атомная энергетика), ускоренной электрификации транспорта, развитию холодильной авиации и расширению зеленых зон.
Европейский Союз. С декабря 2024 года вступает в силу ужесточенная Директива по качеству воздуха. Согласно новым стандартам, к 2030 году планируется более чем вдвое сократить допустимый годовой предел для PM2.5. Директива возлагает на страны-члены ЕС обязательства по регулированию ряда основных загрязнителей (NO₂, SO₂, O₃, тяжелые металлы, бенз(а)пирен и др.) в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Каждое государство ЕС обязано разработать комплексные меры (включая транспортные, энергетические, сельскохозяйственные) и планы действий для достижения этих нормативов.
США и Канада. Эти страны имеют давнюю историю сотрудничества в области трансграничного загрязнения. Еще в 1991 году было подписано совместное соглашение по качеству воздуха (Canada-U.S. Air Quality Agreement), которое привело к значительному снижению кислотных дождей в 1990-х годах. В 2000 году действие соглашения было расширено за счет включения «озоновой» части, направленной на борьбу с задымлением и смогом. На практике это выражается в запуске пилотных проектов в приграничных регионах (например, Великие озёра, Джорджия-Бэй — Пьюджет-Саунд), охватывающих от совместного мониторинга до программ обмена технологиями чистого транспорта.
Несмотря на предпринимаемые усилия и внедрение регулирующих мер, ситуация с качеством атмосферного воздуха во многих промышленных центрах остается сложной. Зачастую она усугубляется неблагоприятными метеорологическими условиями, такими как температурные инверсии и длительные безветренные периоды, которые способствуют накоплению загрязняющих веществ. Например, зимние морозы, повышающие интенсивность сжигания угля для отопления, провоцируют значительные эпизоды смога в Сибири. Кроме того, к ухудшению ситуации приводят разовые факторы, включая лесные пожары и пылевые бури.
Одной из ключевых нерешенных проблем является неполнота и непрозрачность данных мониторинга. Отмечается дефицит станций контроля, не все загрязняющие вещества подвергаются мониторингу, и отсутствует оперативная публичная информация о состоянии воздуха.
Так, по данным на 2024 год, 29% городов из федеральной сети мониторинга полностью лишены информации о загрязненности воздуха в региональных подразделениях УГМС, а в 13% городов данные представлены лишь фрагментарно. Сводная информация по уровням загрязнений даже в городах, включенных в федеральный проект «Чистый воздух», практически отсутствует; доступны лишь разрозненные сведения, при этом официальные онлайн-ресурсы УГМС/ЦГМС часто не предоставляют полноценных данных, что вынуждает обращаться к отчетам Роспотребнадзора.
Таким образом, несмотря на осуществление экологического мониторинга на федеральном уровне, доступность и полнота исторических и текущих данных во многом зависят от инициативы и открытости местных органов управления.
Перспективным направлением для решения этой проблемы является развитие новейших технологий, в частности, математических моделей и систем предиктивного анализа, способных оценивать уровень загрязнения без прямого измерения, основываясь на данных о промышленной активности и транспортном трафике. Однако внедрение таких подходов сталкивается с вызовом доверия: готовность общественности полагаться на компьютерные расчеты вместо непосредственных показаний пробоотборных устройств остается под вопросом.
Примечательно, что при общем снижении валовых выбросов наблюдается устойчивый рост концентрации отдельных загрязнителей, таких как оксиды азота и формальдегид.
Несмотря на эти сложности, крупные города постепенно накапливают опыт в борьбе за чистый воздух и уже демонстрируют примеры локального прогресса, например, частичное улучшение атмосферной ситуации в Челябинске и Магнитогорске. Впереди еще предстоит масштабная работа. Если государственные органы и бизнес смогут обеспечить публичность и прозрачность данных, а также принять на себя ответственность за реализацию заявленных планов, то привычные утренние смоги и режимы «черного неба» могут стать редким исключением, а не частью городского ландшафта.