© ~✿Eлена Челышева(Кочина)✿~ / Фотобанк Лори
Примерное время чтения: 8 мин.
Тонкие провода линий электропередач являются зачастую невидимыми стенами на пути аистов, журавлей, гусей и хищных птиц. В условиях плохой видимости при тумане, дожде, в сумерках или ночи или при усталости после многочасового полёта, пернатые врезаются в них на полной скорости, получая смертельные травмы, переломы костей и внутренние кровотечения.
Орнитологи и специалисты по охране природы по всему миру бьют тревогу: по данным международных организаций, таких как BirdLife International, ежегодно миллионы птиц погибают именно от столкновений с ЛЭП. Во-вторых, опасность таит в себе электрический удар, или электрокуция. Птицы часто используют опоры ЛЭП как удобные присады для отдыха или обзора территории. Крупные особи, чей размах крыльев превышает безопасное расстояние между двумя проводами или между проводом и заземленной частью опоры, могут случайно создать электрическую цепь, получив смертельный разряд.
Экологи и эксперты сходятся во мнении: проблема ЛЭП — одна из самых острых антропогенных угроз биоразнообразию. Они подчеркивают, что мы создали масштабную, но невидимую для птиц инфраструктуру, которая буквально опутывает их жизненно важные миграционные пути. Однако осознание проблемы порождает решения, и сегодня в разных уголках мира внедряются эффективные меры для защиты птиц.
Один из ключевых подходов — это установка птицезащитных устройств (ПЗУ). Это могут быть яркие, заметные маркеры — спирали, шары, диски — которые крепятся на проводах, делая их видимыми для птиц издалека и позволяя им вовремя изменить траекторию полёта. Кроме того, используются специальные изолирующие накладки на опасных участках опор, таких как траверсы и изоляторы, чтобы предотвратить случайное касание токоведущих частей.
В ряде случаев, особенно в критических для миграции или гнездования зонах, применяется модернизация или полная замена опасных опор на конструкции, которые либо увеличивают безопасное расстояние между проводами, либо предлагают изолированные, безопасные присады для птиц. В особо чувствительных районах, например, в природоохранных зонах или ключевых местах остановки перелетных птиц, некоторые страны практикуют даже подземную прокладку линий электропередач, хотя это и является значительно более дорогостоящим решением.
Эти меры уже активно внедряются во многих странах. Европейский Союз, движимый Директивами по птицам и местам обитания (Birds and Habitats Directives), активно обязывает страны-члены внедрять меры по защите птиц.
В таких странах, как Германия, действуют одни из самых строгих правил: там не только новые ЛЭП проектируются с учетом птицебезопасности, но и активно проводится дорогостоящая реконструкция старых линий, особенно вблизи особо охраняемых природных территорий и миграционных коридоров. Немецкие энергетики часто сотрудничают с природоохранными организациями для определения наиболее опасных участков и применения оптимальных решений.
Испания, столкнувшаяся с особенно высокой гибелью крупных хищных птиц, таких как орлы и грифы, стала пионером в разработке и внедрении обширных программ по защите ЛЭП. Крупные энергетические компании, например, Endesa, вложили значительные средства в модернизацию сотен километров линий в районах с высокой плотностью популяций хищников, часто в рамках соглашений с региональными правительствами и экологами.
В Соединенных Штатах крупнейшие энергетические компании широко используют рекомендации Avian Power Line Interaction Committee (APLIC) — добровольные, но широко признанные стандарты по проектированию и эксплуатации птицебезопасных ЛЭП. Это позволило перейти от реактивного подхода (реагирования на случаи гибели) к проактивному проектированию инфраструктуры.
Подобные инициативы активно развиваются в Канаде, Австралии, Южной Африке и других странах, демонстрируя глобальный сдвиг в понимании ответственности бизнеса перед природой.
Помимо угрозы от ЛЭП, наша цивилизация создает множество других физических барьеров и опасностей, которые угрожают биоразнообразию, и особенно перелетным птицам. Разрастающиеся города и урбанизация несут в себе целый комплекс проблем. Главная из них — световое загрязнение: обилие искусственного освещения, особенно в ночное время, дезориентирует ночных мигрантов, сбивая их с пути. Птицы летят на свет, кружат вокруг ярких объектов до полного истощения или же врезаются в освещенные здания.
Современные высотные здания с зеркальными или прозрачными фасадами становятся смертельными ловушками: птицы не видят стекла и врезаются в него, принимая отражение неба или деревьев за продолжение свободного пространства. Кроме того, расширение городов приводит к прямой утрате среды обитания, когда леса, поля и водоёмы — ключевые места для отдыха, кормёжки и гнездования птиц на их миграционных путях — уничтожаются под застройку. Шум и постоянное присутствие человека также отпугивают птиц, вынуждая их покидать привычные территории.
Дороги и транспортные сети — ещё один фактор риска. Автомобильные и железнодорожные магистрали, словно шрамы, пересекают миграционные коридоры, становясь источником постоянной гибели животных на дорогах. Более коварный эффект — эффект барьера и фрагментация ландшафтов: широкие дороги с интенсивным движением создают непреодолимые препятствия, разделяющие естественные среды обитания на изолированные «островки». Это значительно затрудняет поиск пищи, воды и партнёров, нарушает естественные пути миграции и генетический обмен, что в долгосрочной перспективе ведет к ослаблению и исчезновению популяций.
Даже объекты, призванные служить зеленой энергетике, такие как ветряные электростанции, при неправильном размещении могут представлять прямую угрозу столкновения для птиц, особенно в местах их миграционных путей или вблизи гнездовий крупных видов.
Гидротехнические сооружения — плотины и водохранилища — изменяют гидрологический режим рек, затапливают пойменные экосистемы, которые являются критически важными местами остановки для водоплавающих и околоводных птиц во время миграций.
Наконец, интенсивные сельскохозяйственные ландшафты, с их огромными монокультурными полями, лишенными естественной растительности, сокращают разнообразие кормовой базы и мест для укрытия. Современная крупногабаритная техника на полях во время посевных и уборочных работ также становится прямой угрозой для гнезд и птенцов наземно-гнездящихся видов.
Экологи и специалисты единодушны в том, что решение этих проблем требует комплексного подхода и межотраслевого сотрудничества. Это включает в себя тщательное экологическое планирование, проведение обязательных и качественных оценок воздействия на окружающую среду перед строительством любой крупной инфраструктуры, а также применение птицебезопасных технологий.
Инвестиции в безопасные конструкции ЛЭП, снижение светового загрязнения, использование «птицедружественных» архитектурных решений, создание «зеленых коридоров» и экодуков — всё это является частью необходимого ответа. Не менее важны строгие законодательные меры и контроль за их соблюдением, а также широкое экологическое просвещение, направленное на повышение осведомленности общества о проблемах и путях их решения.
Перелетные птицы — это не просто часть природы; они являются её чуткими индикаторами, отражающими здоровье всей планеты. Их способность преодолевать огромные расстояния сегодня сталкивается с невиданными ранее препятствиями, созданными человеком. Наш долг — сделать всё возможное, чтобы их древний путь свободы и жизни не превратился в путь гибели, чтобы мы могли продолжать восхищаться их величественными перелётами, зная, что мы обеспечили им безопасное небо.