© vale_t / Фотобанк Лори
Примерное время чтения: 4 мин.
Перевозки морем — самый популярный способ бюджетно и безопасно доставить грузы всех категорий в любую точку мира. Тарифы на морские грузоперевозки доступны подавляющему большинству частных и корпоративных клиентов. Но, как и другие виды транспортировки, доставка морем сопряжена с рядом рисков, в том числе экологическими.
Непредвиденный экологический инцидент способен не только нанести ущерб окружающей среде, но и серьёзно повлиять на финансовое состояние компании.
Статистика крупных техногенных аварий демонстрирует, что в истории мировой нефтегазовой отрасли крупные аварии происходили не раз при перевозке грузов морским транспортом. При этом, некоторые из них оборачивались серьезными экологическими катастрофами.
Так, в результате разлива нефти с танкера Exxon Valdez в 1989 году было загрязнено около двух тысяч км береговой линии Аляски. В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти или 40,9 миллионов литров вылилось в море, образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. От загрязнения погибло 250 тысяч птиц, 22 косатки, три тысячи морских выдр, 300 тюленей.
В октябре 2002 года на французском танкере Limburg прогремел взрыв. Судно следовало из Ирана и перевозило почти 55 тысяч тонн нефти. Пожарные пытались потушить пламя, но к утру следующего дня танкер уже догорел. Предположили, что инцидент произошел из-за технической неисправности.
Крупнейшая морская экологическая катастрофа в истории Европы произошла в водах Бискайского залива 13 ноября 2002 года. Топливное судно «Престиж» попало в сильный шторм и дало трещину, а затем раскололось на две части и затонуло недалеко от берегов Галисии. В воды Атлантического побережья попало около 80–90 тысяч тонн нефти. Трагедия обернулась экологической катастрофой — погибли 115 тысяч птиц, потери понесли рыболовство и туризм. 300 тысяч добровольцев со всей Европы участвовали в очистке побережья. После этого события Франция и Испания официально установили запрет на вход в воды танкеров, имеющих одинарный корпус.
Одной из крупнейших за последнее десятилетие считается катастрофа в Пакистане 27 июля 2003 года. Танкер Tasman Spirit сел на мель на подходе к порту у города Карачи, а затем раскололся надвое. Часть нефти из танкера успели перекачать. Но в море вылилось около 15 тысяч тонн топлива. Авария привела к самой крупной в истории Пакистана экологической катастрофе, нефть залила километры пляжей.
11 августа 2006 года на Филиппинах потерпел бедствие танкер Solar 1. Судно, перевозившее две тысячи тонн нефти, ушло на глубину 300 метров в районе острова Гуимарис. Большая часть топлива попала в море. Побережье было сильно загрязнено. Операции по очистке заняли очень много времени. Правительственная комиссия признала, что причиной катастрофы стало нарушение правил транспортировки: корабль был перегружен примерно на 150 тонн.
7 декабря 2007 года с нефтяным танкером Hebei Spirit, стоявшим на якоре в порту Инчхон на западном побережье Южной Кореи, столкнулась дрейфовавшая из-за поломки буксирного троса баржа Samsung I. Из-за повреждения обшивки танкера около 10 тысяч тонн сырой нефти из него вытекло в Желтое море. Авария произошла в 8 км от побережья, и нефтяные пятна загрязнили около 300 км береговой линии.
Такие инциденты носят глобальные последствия для окружающей среды, ликвидация которых подразумевает крупные суммы, часть которых в том числе ложится на государство.