Примерное время чтения: 4 мин.
Гриниум уже рассказывал о том, к каким разрушениям и утратам привело использование кинопленки на нитроцеллюлозной основе и как в середине XX века в кинопроизводстве перешли к пленке на триацетатной основе. Но оправдал ли этот материал надежды кинематографистов? Попробуем в этом разобраться.
Вот уже больше века прошло с тех пор, как в 1908 году была разработана негорючая ацетатная плёнка. Первоначально она использовалась для создания любительского кино, пока в 1952 году крупные производители кинофотоматериалов (американская «Kodak», немецкая «Agfa», японская «Fuji», а затем и все остальные производители) полностью не прекратили выпуск киноплёнки на основе нитроцеллюлозы, опасной способностью взрываться и гореть даже без кислорода. В СССР перевод производства киноплёнок на огнебезопасную основу был завершён в конце 1960-х.
Массовый выпуск триацетилцеллюлозной пленки был освоен в середине ХХ века, и почти одновременно с этим началось копирование кинофильмов с «горючей» основы на ацетилцеллюлозную кинопленку. Бытовало даже мнение, что кинопленки с такой основой окажутся более долговечными при архивном хранении, чем нитропленки. Однако и ацетатная пленка рано или поздно начинала разрушаться. Процесс разрушения был назван «уксусным синдромом» за специфический запах уксусной кислоты, выделяемой в окружающую среду.
Как известно, кинофотоматериалы, как и другие документы государственных архивов, должны подлежать вечному хранению. Вечному — значит при необходимости просмотра киноленты пленка не должна подвести. Но со временем любая киноплёнка «стареет», это может выражаться в ее пересыхании, механическом износе, а также саморазрушении основы. Именно поэтому триацетатная кинолента требует особых условий хранения: температура должна быть не выше +20℃, влажность не менее 60%.
Процесс разложения пленки является автокаталитическим, то есть он ускоряется под влиянием накопившихся продуктов распада основы и начинается тем быстрее, чем выше температура и относительная влажность воздуха. Сначала липким становится эмульсионный слой, а затем хрупкой становится основа, киноплёнка очень легко рвётся даже при отсутствии заметных повреждений перфораций. И смотреть такое кино уже невозможно. Еще одним неприятным моментом является то, что пораженные «уксусным синдромом» кинопленки могут «заразить» другие, изначально чистые, если их вовремя не «изолировать» друг от друга.
Замедлить естественный процесс могут только правильные условия хранения. Хранить «больную» пленку архивисты рекомендуют в специальных вентилируемых коробках с отверстиями, а внутрь коробки помещать специальный поглотитель. Также для замедления развития «уксусного синдрома» важно создать особый микроклимат внутри коробок с пленками, например, использовать «молекулярные сита» цеолитов, поглощающие из воздуха влагу и пары уксусной кислоты, или нетканый хемосорбционный материал. А в профессиональных киноархивах для контроля над началом разложения основы в банку с кинопленкой закладывают специальную тест-полоску уровня кислотности. Для материалов с высокой степенью разложения ацетатной основы необходимо своевременное копирование.
Чуть больше двух столетий назад человек научился создавать кино. Сначала немое и черно-белое, затем звуковое и цветное. Технологии менялись, режиссеры предлагали все новые и новые сюжеты для привлечения публики в кинотеатры. Шедевры мирового и отечественного кинематографа навсегда вошли в историю, но при этом в погоне за зрителем сколько было отснято метров кино «на один вечер», фильмов, которые были забыты сразу же после просмотра? Сегодня эти пленки хранятся в архивах, на киностудиях, на полках. Перевод их на другие носители возможен, но затратен и малоцелесообразен. Увы, во многом «однодневная мода» не обошла и кинематограф, и многим картинам остается лишь медленно превращаться в пыль.