Примерное время чтения: 10 мин.
Теплый летний вечер, в квартире приглушенный свет, и лишь тихое потрескивание сопровождает музыкальное произведение. Это романтическое свидание или приятное времяпровождение в одиночестве значения не имеет, ведь в данном контексте есть только звук и погружение в музыку. Человечество всегда искало возможности сберечь что-либо для себя и для будущего: записать на бумаге, запечатлеть на фотопленке, сохранить в записи, аналоговой или цифровой.
И сегодня, в первой четверти XXI столетия, в мире доступной информации, когда для прослушивания абсолютно любой мелодии достаточно простого запроса в Интернете, люди возвращаются к прошлым форматам. Интерес этот растет, спрос на старые носители не падает. Более того, в нашей стране он может резко скакнуть вверх из-за принятия 14-го пакета санкций Евросоюза против России, в котором в списке запрещенных товаров указана такая продукция как диски, кассеты и другие носители для записи звука. Об истории звукозаписи и поисках наиболее подходящего материала для выпуска пластинок читайте в нашем материале.
1877 год. Американский изобретатель-механик Томас Эдисон ищет способ фиксировать телефонные разговоры для дальнейшей передачи по телеграфу.
«Однажды, когда я работал над улучшением телефона, я как-то запел над диафрагмой телефона, на которой была прикреплена стальная игла. Благодаря дрожанию пластинки игла уколола мне палец, и это заставило меня задуматься. Если бы можно было записать эти колебания иглы, а потом снова провести иглой по этой записи, отчего бы пластинке не заговорить?» — будет вспоминать он позже, рассказывая о том, что натолкнуло его на мысль о первом в истории человечества устройстве звукозаписи — фонографе.
19 февраля 1878 года Томас Эдисон получает патент на свое изобретение, благодаря которому у людей появляется возможность слушать любимые композиции не только вживую, но и в виде записи.
Спустя несколько лет на смену граммофонам придут электрофоны или проигрыватели, способные воспроизводить записи с граммофонных пластинок путем преобразования механических колебаний иглы в электрические, которые превращались в звук с помощью электроакустической системы.
В 1889 году разрешение Эдисона на распространение фонографа в Российской империи получил предприниматель Юлиус Блок и сразу же продемонстрировал работу прибора императору Александру III. С Томасом Эдисоном вел переписку Лев Николаевич Толстой и даже получил в 1907 году от великого изобретателя новый фонограф в свое имение в Ясной Поляне. При помощи фонографа прозаик сделал множество записей, которые сегодня хранятся в Государственном музее Л.Н. Толстого.
Но у фонографа Томаса Эдисона был огромный недостаток: записи было практически невозможно размножить. Кроме того, звук звучал тихо и был сильно искажен. Тогда за разработку технологии, которая позволяла бы это делать, берется немецко-американский изобретатель Эмиль Берлинер. Он заменяет цилиндр Эдисона на плоский диск, а иголку, производящую звук, изобретатель «заставляет» колебаться в звуковой дорожке горизонтально. К тому же Берлинер пробует различные материалы. Первую пластинку он делает из целлулоида, затем из эбонита, пока не останавливается на застывшей смоле органического происхождения — шеллаке. Именно это изобретение известно сегодня под названием «грампластинка». Всем хороши были шеллаковые пластинки, только их чрезмерная твердость имела и обратную сторону — они были слишком хрупкими и легко бились при неосторожном обращении.
В России грамзапись велась на Апрелевской фабрике грампластинок памяти 1905 года, позже — и на заводе в подмосковном Ногинске. Кроме того, пластинки выпускали московские и ленинградские артели. После начала Великой Отечественной войны специалистов Ногинского завода вместе с оборудованием отправили в Ташкент, а Апрелевская фабрика продолжила работу.
В период Второй Мировой войны возник дефицит шеллака, а это поспособствовало переходу на винил. В 1950-е годы виниловые диски оценили радиостудии, которые использовали предварительную запись программ, а затем и производители пластинок для детей. У записей на виниловых пластинках снизился уровень фоновых шумов по сравнению с теми, что делались из шеллака, к тому же изнашивался виниловый диск тоже не так быстро.
Производители все время работали над усовершенствованием материала. В 1947 году на заводе «Грампластинка» для частичной замены шеллака была применена смола неизвестного химического состава. В прессовом цехе сотрудники завода ощутили запах, напоминающий запах горького миндаля. Рабочие стали жаловаться на резкие головные боли, головокружение, тошноту, у многих была рвота. При медицинском осмотре пострадавших отмечалась бледность кожных покровов и слизистых, падение пульса до еле ощутимого. Наибольшее число пострадавших было из прессового цеха, где при подогреве пластиночной массы до 140℃ выделялись пары и газы, а вентиляция не обеспечивала их удаления. Причиной этого профессионального случая отравления было определено комбинированное действие ядов.
23 апреля 1964 года началась эпоха Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия». Под её эгидой диски выпускали Апрелевский, Рижский, Ленинградский, Ташкентский и Бакинский заводы грампластинок. Сам процесс записи осуществлялся шестёркой крупных звукозаписывающих студий, в число которых входила и Московская Всесоюзная студия грамзаписи. Для централизации процесса распределения товара «Мелодия» заведовала сетью специализированных торговых баз и магазинов, самый известный из которых был расположен на Калининском проспекте (ныне — улица Новый Арбат) в Москве.
В 1950-х и 1960-х годах в СССР энтузиасты начинают записывать запрещенные в стране музыкальные произведения на крупноформатных рентгеновских плёнках. Так, в пьесе Виктора Славкина «Взрослая дочь молодого человека» (1979) стиляга 1950-х Прокоп находит старую запись: «Берцовая кость с переломом шейки бедра в двух местах… Парни, да эту же пластинку в музей надо. Молодежь ведь не знает, что у нас первые джазовые пластинки на рентгеновских снимках записывались. Джаз на костях! Музыка на ребрах! Скелет моей бабушки!».
Считается, что появлению «музыки на костях» советские меломаны обязаны жителю Ленинграда Руслану Богословскому, который изобрел самодельный станок для звукозаписи и открыл подпольную студию «Золотая собака».
Виниловые же пластинки печатались на специальном оборудовании, печать производилась путем помещения матрицы и расположенной в центре разогретой шайбы под пресс. Матрицы нагревались до температуры в 180℃, после чего в работу включался пресс, при этом давление в момент печати достигало 110 тонн. Получившийся диск охлаждался водой, а весь процесс изготовления одного диска занимал около 30 секунд. Затем излишки винила обрезались, а отпечатанный диск извлекается из-под пресса и отправляется для дальнейшей упаковки.
Само название «винил» говорит о том, что в основе состава лежит виниловая масса или поливинилхлорид. Изначально гранулы винила прозрачные, а виниловая пластинка приобретает привычный нам черный цвет путем добавления графитового порошка. При печати же цветного винила в массу вносятся другие необходимые красители, иногда же пластинки вообще остаются просто прозрачными.
Иногда пластинки делали гибкими на ПВХ-плёнке. Такие диски можно было встретить между страницами некоторых советских журналов, в первую очередь «Кругозор» и «Колобок». Качество воспроизведения на такой пластинке было несколько ниже, зато и стоимость изготовления тоже оказывалась невысокой.
В 1990-е годы общественность всколыхнуло информация о вреде ПВХ и его пагубном воздействии на здоровье людей, о том, что ПВХ — это практически неперерабатываемый и токсичный вид пластика на основе хлора, который якобы накапливается в воде, воздухе и пищевой цепи. Появлялись также сообщения о загрязнении атмосферы токсичными веществами, выделяемыми в процессе утилизации ПВХ-отходов. Вскоре в лабораториях были проведены исследования влияния поливинилхлорида на окружающую среду, которые опровергли эти утверждения, однако, сомнения уже закрались в умы людей, и началось противостояние производителей разных полимерных материалов.
В начале XXI века производители ищут замену винилу с одной стороны для привлечения внимания к проблемам защиты окружающей среды, а с другой — в качестве информационных поводов. Так, в СМИ выходили публикации о том, как компания Sonopress разработала для Warner Music Group пластинки EcoRecord, в которых вместо винила используется PET (Полиэтилентерефталат — самый распространенный вид пластмасс), а канадская Precision Record Pressing разработала альтернативный винилу материал из вторсырья Eco Mix.
В 2024 году британская компания Evolution Music представила свою разработку — биопластик Evovinyl, синтезированный из растительного сырья (в частности, из сахарного тростника). По словам создателей, это Evovinyl является компостируемым продуктом, который не оказывает воздействия на окружающую среду при утилизации. К тому же при использовании в аудиосистемах этот материал естественным образом рассеивает статические помехи, предотвращая притяжение пыли к пластинкам. Будут ли эти пластинки пользоваться спросом и насколько они окажутся долговечными покажет время. Но истинные ценители музыки вряд ли в угоду моде на экологичность когда-либо откажутся от классических черных пластинок, ведь все приходяще, а музыка вечна…