Примерное время чтения: 9 мин.
Осенняя пора — время листопада, первых заморозков и снега, а вместе с тем — период, когда пешеходам и водителям следует быть максимально аккуратными на дорогах. Необходимость сменить автомобильную резину с летней на зимнюю не только содержится в рекомендациях Гидрометцентра России, но и регулируется новым постановлением Правительства РФ (Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 № 837): теперь нельзя будет ездить на шипованной резине летом (июнь, июль, август) и на летней зимой (декабрь, январь, февраль). Кроме того, местным властям будет предоставлено право изменять сроки запрета на шины в зависимости от климатических условий региона. За несоответствующую погоде резину водителям грозит штраф, он составит 500 рублей (по ч. 1 ст. 12.5 КоАП) и будет взиматься столько раз, сколько водителя остановят сотрудники ГИБДД. Правила подробно оговаривают использование восстановленных и повторно восстановленных шин (повторно восстановленные шины использовать нельзя, также запрещено ездить на восстановленных шинах старше семи лет).
Источник: © Юлия Юриева / Фотобанк Лори
По данным Российского экологического оператора, ежегодно около миллиона тонн автопокрышек в России становятся отходами, они выбрасываются на несанкционированные свалки, в леса, возле гаражных кооперативов, приусадебных участках, остаются в черте города, за редким исключением часть их сжигается или вывозится на полигон бытовых отходов, где шины разлагаются приблизительно в течение ста лет, выделяя токсичные вещества. Эти горы шин становятся домом для мелких грызунов и насекомых-переносчиков опасных инфекций.
Поскольку резина обладает высокой пожароопасностью, то отсутствие правильно функционирующей системы её утилизации наносит серьёзный вред окружающей среде и населению, приводя к всплескам возгораний на свалках.
Источник: © А. А. Пирагис / Фотобанк Лори
В сентябре 1984 года в штате Вашингтон загорелась куча шин, которые хранились для переработки. Хранение шин было запланировано для последующей их продажи, но сделка не случилась, и более 4 миллионов шин загорелось, пожар продолжался в течение семи месяцев. Более полугода жители города имели дело с загрязненным воздухом и сажей, которая покрывала все поверхности. Многие испытали проблемы со здоровьем из-за дыма. Огонь стал известен как «гора Файерстоун».
В феврале 1990 года произошел самый крупный пожар в Северной Америке. Пожар поглотил 14 миллионов шин, на его тушение канадскому городу Хейгерсвилл потребовалось около 1,5 млн долларов. Пожар был символом проблем с правилами утилизации шин в США и Канаде, который назвали «Адом наихудших шин».
К концу XX века в большинстве стран были введены правила утилизации шин, запрещающие их вывоз на свалки. К сожалению, Кувейт не входил в число таких стран. Так, страна стала принимать импортированные шины из других стран для их дальнейшего хранения за вознаграждение. Так, в Кувейте появилось крупнейшее в мире кладбище шин. В 2012 году свалка загорелась, в то время на свалке находилось более 5 миллионов шин, и масло, которое они выпускали при сжигании, привело к экологической катастрофе. Черный поток дыма можно было увидеть из космоса. В 2021 году пожар повторился, а в 2023 году хаотично наваленные шины загорелись вновь. К 2023 году объем складированных отходов уже составил 50 миллионов шин.
В мае 2016 года загорелась одна из крупнейших свалок шин в Европе. В школах Испании были отменены занятия, жители были эвакуированы, а дороги закрыты, чтобы предотвратить травмы от огня и дыма.
Один из последних случаев в России произошел в подмосковном Дзержинске, где загорелся открытый склад с покрышками. Пожар начался на площади в 30 кв. метров и из-за сильного ветра быстро увеличился до 2500 кв. метров. К ликвидации возгорания пришлось даже привлечь вертолеты.
Стоит отметить, что горение изношенных автомобильных шин несет серьезную угрозу для окружающей среды, поскольку в результате этого процесса образуются вещества I-III классов опасности: бензапирен, бифенил, свинец, полициклические ароматические углеводороды, бутадиен, стирол, диоксин, фуран и соединения многих других вредных токсичных веществ. Это почти газовая атака времён Первой мировой войны.
Куча покрышек превращается в печь, она удерживает тепло и позволяет пламени усиливаться и распространяться, даже если поверхность кажется потушенной. Подобные пожары могут продолжаться неделями и даже месяцами, человеку остаётся только бессильно наблюдать.
Помимо отходов потребления, к которым можно отнести отработанную резину, также есть отходы, образующиеся в процессе изготовления пневматических шин резиновых технических изделий. К отходам шинного производства относятся: резиновые смеси, окончательный брак резиновых смесей, резиновые отходы, резинотканевые отходы, отработанные изделия и др.
Резина как конструкционный материал ко времени выхода изделия из эксплуатации претерпевает незначительные структурные изменения. Этому способствуют присутствующие в резине защитные вещества, остатки которых всегда сохраняются в ней к моменту выхода изделия из строя. Таким образом, изношенные резиновые изделия являются ценным вторичным сырьем, содержащим каучуковое вещество, хорошо сохранившееся в количественном и качественном отношении.
Источник: Резиновая плитка, изготовленная из прессованной крошки © Вячеслав Палес / Фотобанк Лори
Наиболее популярным методом утилизации резиновых отходов и изношенных шин является применение измельченной резины в виде крошки и тонкодисперсной резиновой муки в качестве эластичных наполнителей, поскольку это позволяет в максимальной степени сохранить и использовать эластичные и прочностные свойства резины. Целесообразным является использование резиновой крошки в составе асфальтобетонных дорожных покрытий. Благодаря повышенным фрикционным свойствам и лучшему сопротивлению к износу, такие покрытия могут быть эффективными на горных дорогах, на площадях и улицах с интенсивными транспортными потоками, на взлетно-посадочных полосах аэродромов, на мостах и в тоннелях. Также резиновая крошка используется в составе антикоррозионных битумных покрытий для защиты днища автомобиля, гидроизоляции пластов земли при добыче нефти, поверхностной очистке воды от разлитых нефтепродуктов и для других целей.
Еще одним из направлений утилизации резиносодержащих отходов является получение регенерата — пластичного материала, который может частично заменить каучук. В резинотехнической промышленности регенерат применяют в составе резиновых смесей при изготовлении рукавных изделий, прокладок, ремней и другой продукции. Некоторые изделия, такие, как пластины, коврики бытового назначения изготавливают почти без добавления каучука.
Для утилизации резиновых отходов наряду с вышеперечисленными способами широкое распространение получили термические методы, к которым относится пиролиз и сжигание. Анализ элементного состава автопокрышек показывает, что их основой является углерод и водород, вследствие чего автопокрышки обладают высокой теплотой сгорания. Газообразные продукты используются как источник энергии, а технический углерод, получаемый при пиролизе, используется в качестве активного наполнителя в производстве резиновых смесей, пластмасс и в лакокрасочной промышленности. Твердые продукты пиролиза используется при очистке сточных вод от ионов тяжелых металлов, фенола, нефтепродуктов, а жидкая фракция является высококачественным топливом.
Требования при обращении с группой однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер» регламентируются Приказом Минприроды от 11.06.2021 № 399 «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности».
Согласно указанным требованиям, запрещается обезвреживать отходы шин путем их сжигания на установках, не предназначенных для сжигания шин.
Необходимо накапливать, хранить отходы шин только в местах или площадках, а также на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, имеющие ограждение, оснащенные средствами пожаротушения, в которых исключен доступ посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами. Их нельзя смешивать, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Нельзя выбрасывать отходы шин в водные объекты, на водосборные площади, на почву. Хранение отходов шин допускается в течение 36 месяцев.
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет ответственность, предусмотренную статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.