Примерное время чтения: 5 мин.
В сентябре на Фестивале актуального научного кино в Москве состоялась премьера документального фильма «Жизнь с невидимкой», рассказывающего об удивительных свойствах воздуха, без которого была бы немыслима жизнь на Земле. Прозрачная субстанция без цвета, запаха и вкуса позволяет нам видеть предметы на расстоянии, слышать друг друга, защищает планету от космического излучения. Физики, врачи, экологи, художники, фотографы и музыканты по-разному говорят о значимости воздуха, обращая внимание на различные его свойства. «Гриниум» пообщался с режиссером картины Анастасией Кузяковой и узнал подробности об этом фильме.
Анастасия Кузякова — режиссер документального кино, монтажер. Родилась и выросла на Южном Урале в городе Оренбурге. В 2017 году окончила режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская режиссуры неигрового кино Б. Я. Караджева и Е.И. Резникова). Лауреат и участник международных и российских кинофестивалей. «Жизнь с невидимкой» — дебют режиссера в жанре научно-популярного кино.
— Анастасия, расскажите, пожалуйста, как возникла идея снимать кино про воздух? Кто или что вдохновило Вас на эту идею?
— Идея сделать кино про воздух изначально принадлежит автору сценария и моему мастеру — Борису Караджеву. Увидеть мир так, как видели древние греки. «Посмотреть» на стихию в целом и при этом с разных точек зрения. Ведь по сути, воздух — это среда обитания человека. На некоторое время мы забыли про этот замысел. А дальше наступил ковид, и это наша среда, то, без чего мы не можем жить, стала для нас враждебна и опасна. И мы вернулись к идее «портретирования» стихии. Ведь это абсурдная задача с точки зрения кинематографа: снимать то, что не видно и не слышно. Но чем сложнее задача, тем интереснее.
— Кто выступил в качестве экспертов в картине?
— В качестве экспертов мы старались пригласить специалистов из совершенно разных областей. Всех, кого только смогли придумать. От очевидных врачей и экологов до психолога и астролога. Мы старались затронуть самые интересные и необычные области знаний, в которых ключевую роль играет воздух. Например, мы хотели понять, почему мы дышим именно носом, но при этом в школе-студии МХАТ нас учили, что дышать можно «всем телом» и даже ногами. Такие разные точки зрения, столкновения мнений нас интересовали, поэтому фотограф и художник пытаются увидеть воздух, шумовой оформитель и флейтист услышать его и т.д.
— Герои фильма рассказывают о своем восприятии воздуха. Чье восприятие Вам показалось наиболее необычным, неожиданным?
— В силу разных профессии каждый из героев фильма по-своему смотрит на стихию. Меня удивили физик и эколог. Они опровергли мнение о том, что воздух в Москве грязный. Оказывается, мы живем в городе, где вполне можно дышать (но предварительно, конечно, стоит его проверять, об этом мы тоже рассказываем в фильме). Меня заворожили картины Бато Дугаржапова. Он буквально написал воздух в реальном времени. А шумовые оформители удивили предметами, которыми они озвучивают движение воздуха в фильме.
Источник: Архив Анастасии Кузяковой
— Почему сегодня чистота воздуха волнует не только экологов, но и музыкантов, представителей других творческих профессий?
— Потому что воздух для этих людей — это инструмент работы в той или иной степени. Воздух и его качество важны для флейтиста, иначе инструмент не запоет. А для поэта это источник вдохновения. Виктор Куле делает небольшой экскурс по отечественной поэзии и прозе, чтобы показать, сколько образов, связанных с воздухом, существует в русской литературе и какое значение они имеют. Получается, если «перекрыть кислород», у нас исчезнет искусство.
— Какое послание Вы хотите донести через этот фильм?
— Дышите глубже.
— Как лично Вы ощущаете качество воздуха?
— До съемок фильма, честно говоря, не задумывалась о том, чем я дышу. Дышу — уже хорошо. Но, познакомившись с нашими героями, я начала анализировать свое физическое и эмоциональное состояние и состояние атмосферы. Взаимосвязь быстро нашлась. Периодически проверяю карту загрязнения воздуха в районе, где живу, и, в зависимости от этого, могу поменять свои планы. Например, отменить прогулку по городу, потому что сегодня высокий уровень загрязнения.
— Можете ли назвать другие документальные фильмы, возможно, даже зарубежные, посвященные теме воздуха? Посоветуете что-то в качестве «обязательного к просмотру»?
— Удивительно, но сколько бы мы ни искали, мы не нашли интересных картин, посвященных только воздуху. Кажется, мы первые.
— Будет ли показ картины на телевидении в ближайшем времени или в кинотеатрах?
— Сейчас ведутся переговоры с несколькими телеканалами насчет премьеры на телеэкранах.
— Планируете ли снимать кино, посвященное другим экологическим проблемам?
— После показа на Фестивале актуального научного кино мы задумались о том, чтобы дальше развивать цикл про стихии. И сделать кино про огонь.
— В фильме идет речь о Москве. Не было ли у Вас идеи снять фильм о состоянии воздуха в других городах?
— В фильме Москва выступает, как пример мегаполиса. Но после вашего вопроса, мы задумаемся о других городах.