Примерное время чтения: 6 мин.
Законодательные основы охраны лесов и правила лесопользования имеют более чем восьмисотлетнюю историю. Так, одна из статей Русской Правды содержала в себе штрафные санкции, предусматриваемые за порчу леса в местах сбора мёда.
Позднее часть лесных наделов начали именовать заповедными, то есть любой вид рубок в них был запрещён, в том числе под запретом находились охота, сбор дикоросов, а порой и вход на территорию таких лесов.
В 1702 году Петр I создал лесную стражу и специальную государственную службу вальдмейстеров (в переводе с немецкого «вальдмейстер» — «лесной мастер»). Спустя 20 лет была подготовлена «Инструкция обер-вальдмейстеру» — документ, систематизировавший ранее изданные правовые документы в части, касающейся управления лесами, постоянного и неистощительного пользования ими. Функции, схожие с обязанностями современных лесничих, возлагались на лесную стражу, созданную в 1722 году по указу императора. Чин обер-вальдмейстера (главного надзирателя над лесами) установлен Табелем о рангах 1722 года в 5-м классе. В табель также вошли чины лесного управления: надзиратель лесов (8-й класс) и форштмейстер (12-й класс). В этом же году указом Петра I уточняется, что в подчинении главного вальдмейстера находятся вальдмейстеры в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Воронеже, Рязани, Брянске, Новгороде, Смоленске и в Муроме. В помощь вальдмейстерам были введены чины унтер-вальдмейстеров. Вальдмейстерские чины находились в ведомстве Адмиралтейств-коллегии.
На протяжении XVIII века вальдмейстерами назначали людей преклонного возраста, так как петербургские чиновники и крестьянские общины придерживались того мнения, что вопросами защиты и сохранения такого ценного ресурса как лес должны заниматься опытные и уважаемые служащие, пользующиеся всеобщим доверием. Однако, в условиях вечного дефицита «добрых и честных» людей часто приходилось назначать или выбирать лесных стражей по остаточному принципу. Кадровые источники формирования вальдмейстерского корпуса несколько раз менялись на протяжении столетия. Первыми ответственными за леса назначались гражданские чиновники, затем эту должность стали получать сухопутные офицеры, со второй половины XVIII века — морские, так как ключевой задачей вальдмейстеров был отбор деревьев для строительства кораблей, и период строительства Азовского флота вальдмейстеры несли ответственность не столько за сохранение лесов, сколько за заготовку и доставку материалов на верфи.
В 1798 году при Павле I был сформирован Лесной департамент — специальный уполномоченный государственный орган управления лесами. В 1826 году указом императора Николая I в России формируется лесное хозяйство в современном его понимании, «форштмейстер» переименован в лесничего, территории губерний подвергаются разделению на округ, лесничество, лесной участок, дистанцию.
В 1839 году император Николай I утвердил Положение о Корпусе лесничих. Лесничие стали военнослужащими, было создано лесное ведомство военного образца — Корпус лесничих. Сотрудники осуществляли обходы лесов в пешем порядке или на лошадях. Одновременно с формированием системы управления лесами научными и практическим работниками проводились исследования по совершенствованию деятельности лесничих и внедрению прогрессивных методов организации лесного хозяйства. По итогам проведённых изысканий были разработаны и утверждены инструкции и правила, регламентировавшие проведение ревизионных, лесокультурных, устроительных и восстановительных работ. Кроме того, к 1884 году получил своё развитие принцип профессионализма лесничего — сотрудником Корпуса лесничих невозможно было назначить лицо, не имеющее соответственного профессионального образования и классного чина.
Спустя полвека Александром III был подписано «Положение о сбережении лесов», некий лесоохранительный закон, который способствовал появлению казённых лесничеств и лесоохранных комитетов. Последние имели привилегированное право на выдачу разрешений по вырубке леса. Указанный закон обязывал лесопромышленников осуществлять проведение противопожарных мероприятий, расчистку лесосеки, высадку молодняка. Леса выделялись по признаку «выполнения защитной, в том числе водоохранной, функции», а на собственников налагалась обязанность составления планов хозяйствования с учётом требований Министерства государственных имуществ. В случае нарушения установленных правил и норм лесовладельцы осуществляли восстановительные работы на местах вырубки искусственно. В дореволюционный период создавались «летучие отряды» для борьбы с массовыми незаконными рубками лесных насаждений.
После Октябрьской революции все леса вместе с другими природными ресурсами были национализированы. В 1917 году был принят Декрет о земле, который устанавливал: «Право частной собственности на землю отменяется навсегда».
В 1918 году были приняты Законы о социализации земли и Декрет «О лесах», который классифицировал леса в зависимости от целевого назначения. Лесной кодекс РСФСР 1923 года закрепил разделение единого государственного лесного фонда на леса местного значения и леса общегосударственного значения, а Конституция СССР 1923 года и конституции союзных республик закрепили исключительное право собственности государства на лес.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и в настоящее время. В 2007 году в лесном законодательстве были проведены реформы. Приемниками лесничих стали лесные инспекторы, которые сформировали лесную охрану. Они защищают леса от пожаров и черных лесорубов, руководят тушением лесных пожаров и рассказывают населению о правилах поведения в лесу. Нарушение лесного законодательства влечет административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.