Примерное время чтения: 5 мин.
С 1 марта 2022 года в России начали действовать новые правила обращения с отходами I и II классов опасности. Предприятие Госкорпорации «Росатом» ФГУП «ФЭО», определенное федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию данных отходов на всей территории Российской Федерации.
Организационное и информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами I и II классов осуществляется на площадке единой цифровой платформы — Федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК).
ФГИС ОПВК позволяет организовать взаимодействие всех участников рынка в режиме онлайн. Здесь можно выбрать экономически обоснованный и прозрачный тариф, логистику, которая удешевляет процесс работы с различными видами отходов, а также вести договорную работу.
Можно сказать, что ФГИС ОПВК — торговая интернет-площадка, которая является базой реальных данных о фактическом количестве образующихся отходов I и II классов, об их переработке, накоплении и размещении.
Также данные ФГИС ОПВК позволяют формировать, установленную п. 4 ст. 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», федеральную схему обращения с отходами I и II классов, соблюдение которой — обязательное условие деятельности по обращению с отходами I и II классов для всех участников рынка.
Услуги ФЭО платные, тарифы утверждены Приказом ФАС от 18.03.2022 № 220122. До 31 декабря 2026 года цена обработки, использования, утилизации и размещения отходов составит:
• для отходов I класса опасности — 222 907 рублей за тонну;
• для отходов II класса опасности — 62 468 рублей за тонну.
В настоящее время наказания за непредставление данных об отходах во ФГИС ОПВК не предусмотрено. При этом применяются административные наказания за несоблюдение общих экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, которые установлены ч. 10 ст. 8.2. КоАП РФ.
В этой связи 06.04.2023 в Государственную Думу РФ был внесен законопроект об установлении ответственности за нарушение порядка предоставления информации для включения в ФГИС ОПВК и нарушение требований в сфере охраны окружающей среды.
Как уточняется в пояснительной записке, отсутствие полного учета движения отходов I и II классов опасности и наличие «серого рынка» обращения с ними приводит к сохранению рисков загрязнения окружающей среды, что создает угрозу для людей. При этом полная стоимость утилизации отходов I и II классов опасности на объектах накопленного экологического вреда в 35 раз превышает среднерыночные затраты на их утилизацию сразу после образования.
Так, ежегодные расходы федерального бюджета на ликвидацию объектов накопленного экологического вреда составляют десятки млрд рублей.
Как поясняют авторы законопроекта, при определении размеров штрафов за нарушение порядка представления информации в ФГИС ОПВК следует исходить из баланса интересов бизнеса, который должен обеспечить надлежащие учет и обращение с отходами и государства, которое не должно нести риски дополнительных бюджетных расходов, в связи с несоблюдением хозяйствующими субъектами требований экологического законодательства.
Учитывая технологические возможности ФГИС ОПВК в части верификации данных размеры штрафов в предлагаемой специальной норме снижены по сравнению со штрафами, которые установлены ч. 10 ст. 8.2. КоАП РФ.
Введение специальной нормы за нарушение порядка представления информации в ФГИС ОПВК позволит в режиме реального времени осуществлять контроль за полным циклом обращения с отходами I и II классов опасности и существенно повысит возможности контрольно-надзорных органов по пресечению административных правонарушений.
Ожидается, что принятие инициативы позволит сократить расходную часть бюджета России благодаря тому, что ликвидация экологического вреда на всех стадиях жизненного цикла объекта будет возложена на соответствующие юридические лица.
В случае принятия изменений в КоАП РФ административная ответственность за нарушение порядка предоставления информации для включения в ФГИС ОПВК будет применяться к организациям с 1 января 2024 года.