Примерное время чтения: 6 мин.
Леса с точки зрения их экологического значения переоценить невозможно. Лес как важнейшее звено связанных компонентов окружающей природной среды значительно влияет на климат, обеспечивая очищение воздуха, защищая водные ресурсы, животный и растительный мир, обеспечивая сохранность биологического разнообразия дикой природы. Также лес по-прежнему рассматривается как источник получения материальных ценностей, без которых человечество не может обойтись и сейчас, и, вероятно, в будущем, поскольку значительные объемы древесины необходимы как строительные материалы, бумага, мебель, дрова, пищевые и лекарственные растения и другие виды имущественных ценностей.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также пункту 8 «Основ государственной политики в области экологического развития РФ до 2030 года», воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности являются одним из основополагающих принципов охраны окружающей среды.
На данный момент, в соответствии со Стратегией экологической безопасности РФ до 2025 года, состояние окружающей среды РФ оценивается как неблагополучное. Согласно сведениям Федерального агентства лесного хозяйства о гибели лесных насаждений (по состоянию на 1 июля 2021 года) на площади 379.1 га причиной гибели лесов является антропогенный фактор.
В физиологически ослабленных лесах часто происходит массовое размножение вредных насекомых, а также грибов — возбудителей опасных болезней древесных растений.
Федеральным законом от 23.06.2016 № 218 ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» нормы, регулирующие защиту лесов, вынесены в отдельную главу — 3.1 «Защита лесов».
Защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами, использующими леса. Защита лесов от вредных организмов, внесенных в перечень карантинных объектов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 206 ФЗ «О карантине растений».
Защита лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса обеспечивается путем систематического слежения за своевременным выявлением очагов вредителей и болезней, мерами по профилактике возникновения указанных очагов, их локализации и ликвидации.
Деятельность по защите лесов подразделяется на два направления: выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидация очагов вредных организмов.
В соответствии со статьей 60.3 Лесного Кодекса (ЛК) РФ, правила санитарной безопасности в лесах установлены постановлением Правительства РФ от 09.012.2020 № 2047 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах».
Меры санитарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя проведение обследований очагов вредных организмов, уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов, рубку лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами (ст. 60.8 ЛК РФ).
По результатам деятельности по обеспечению защиты лесов составляется отчет о защите лесов согласно ст. 60.11 ЛК РФ.
В отчете о защите лесов содержится информация о мероприятиях по защите лесов от вредных организмов, включая информацию о площадях, на которых проведены санитарно-оздоровительные мероприятия. Перечень информации, включаемой в отчет о защите лесов, форма и порядок представления отчета о защите лесов, а также требования к формату отчета о защите лесов в электронной форме установлены приказом Минприроды России от 09.03.2017 № 78 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме».
Отчет о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ, непосредственно, либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками согласно ст. 61 Лесного кодекса РФ.
совокупность характерных для данной местности погодных условий за многолетний период.