Примерное время чтения: 6 мин.
Порубка древесины никогда не считалась чем-то зазорным. Лес рубили всегда, а сегодня масштабы явления и сопутствующий ему ущерб превратились в общенациональную проблему. Так, в 2022 году только на Кубани было возбуждено 180 уголовных дел по ст. 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений), а сумма причиненного ущерба превысила 300 млн рублей. В 2021 году по данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, выявлено 13 тысяч фактов незаконной рубки с общим объемом 828,7 млн м3. В правоохранительные органы по фактам незаконных рубок направлено 10,2 тысяч материалов (возбуждено 8,1 тысяч уголовных дел), к административной ответственности привлечено 2,9 тысяч лиц, наложено штрафов на нарушителей лесного законодательства на сумму 35,7 млн рублей.
Проблема защиты леса от незаконной рубки занимала умы многих государственных деятелей и ученых еще с XVIII века. По законам времен правления Петра I всякая рубка считалась самовольной, если производилась вопреки распоряжениям закона, так как в таком случае охранялся уже не имущественный интерес владельца, а интерес государства, следовательно, наказуемость возрастала от штрафов вплоть до смертной казни.
Серьезные меры против незаконных порубщиков были приняты в эпоху Николая I. За сопротивление лесным чинам они подвергались военному суду как бунтовщики, с них взыскивали штрафы, в противном случае виновного отдавали в солдаты или ссылали на поселение, если тот оказывался непригодным к службе.
Практически бесконтрольная вырубка лесов началась в России в 1990-е годы. Старые законы уже не действовали, а новый Лесной кодекс (ЛК РФ) появился лишь к 2006 году. На бумаге лесное хозяйство отдавалось под контроль регионам, вырубка регламентировалась пошлинами и разрешалась лишь после проведения аукционов.
«То, что там происходит, вообще ни в какие ворота не лезет. И главенствующий принцип здесь, к сожалению, остается: любой ценой взять объемы, а после хоть трава не расти. И не растет — ни трава, ни лес не растет. Потому что повсеместной практикой стали так называемые серые схемы выделения лесных участков, ну и вообще жульничество процветало так, как никогда, расхищение просто зашкаливало, процветали хищнические, нелегальные вырубки», — такова оценка ситуации, которую дал Президент РФ Владимир Путин во время совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса, прошедшего 30 сентября 2020 года.
И несмотря на длительную историю этого вопроса, задача сохранения леса остается одной из актуальных. Острота ситуации порождается сразу нескольким основаниями. С одной стороны, лес как специфичный объект природы считается элементом экологической стабильности, источником жизни для растений и животных, полезных с точки зрения потребления человеком. С другой стороны, лес выступает экономической основой жизни целых районов, порой выступая градообразующим фактором. Наконец, с третьей стороны, лес — это элемент механизма международных взаимоотношений, при помощи которого налаживались или обострялись внешние экономические и политические связи.
Статья 99 Лесного Кодекса РФ предусматривает административную и уголовную ответственность, а ст. 100 ЛК РФ устанавливает ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам. Лесное законодательство Российской Федерации не регламентирует определение «незаконная рубка». В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 г № 21 «О применении судами законодательства об ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования» дано развернутое понятие «незаконная рубка». Под рубкой лесных насаждений и (или) отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологические связанные с ней процессы (включая трелевку, первичную обработку и (или) хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов.
За незаконную рубку устанавливается ответственность по ст. 8.28 КоАП РФ и по ст. 260 УК РФ. Преступление совершается путем активных действий в форме умышленной незаконной рубки или повреждения до степени прекращения насаждений. Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством — свыше 5000 руб.
Рассматривая вопрос об объемах незаконных рубок в России, следует отметить, что точной оценки объемов и незаконной заготовки древесины не существует. Так как очень часто оценки их масштаба зависят от определения самого понятия «незаконная рубка», используемого метода оценки и источника информации. Поэтому на данный момент есть две группы оценок, существующие независимо от друг от друга: официальные статистические данные и данные экспертных оценок, которые могут значительно отличаться друг от друга.
По мнению экспертов, несмотря на жесткие и жестокие наказания за правонарушения лесного законодательства, искоренить незаконные рубки ни одной стране мира пока не удалось, пока не искоренится бедность сельского населения. Самым эффективными здесь могут быть только меры общесоциального предупреждения. И в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года такие меры предусмотрены (Распоряжение Правительства РФ от 11.02.2021 № 312-р Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года от 11 февраля 2021), в том числе за счет цифровизации отрасли и улучшения системы мониторинга Рослесхоза, развития механизмов лесовосстановления и создания лесных питомников, поддержки перерабатывающей инфраструктуры. Утверждённый Правительством документ поможет перейти к интенсивной модели ведения лесного хозяйства, основанной на принципах устойчивого лесоуправления, послужит декриминализации отрасли и обеспечит опережающий рост смежных секторов промышленности.