Примерное время чтения: 6 мин.
Человеку всегда было любопытно взглянуть на мир глазами диких животных. Как они выживают в холод, как добывают еду, с чем они могут столкнуться в своей жизни. О жизни молодого лиса по прозвищу Ветер рассказывает фильм «Огненный лис», вышедший на экраны в 2024 году. Эта картина интересна не только своим сюжетом, рассказанным самой природой, но и тем, что показывает жизнь и изменения, произошедшие с одним зверем.
«Гриниум» пообщался с режиссером и оператором фильма Дмитрием Шпиленком и узнал, как проходили съемки, и чему научила работа над картиной самих авторов.
Фото: архив Дмитрия Шпиленка
— Дмитрий, расскажите, пожалуйста, как возникла идея снять фильм на территории Кроноцкого заповедника?
— В России заповедники любит очень маленькая прослойка населения: большинство людей либо плохо знают о них, либо считают местами, где сохранились великокняжеские традиции охоты или же, наоборот, территориями лесников-браконьеров. В обществе очень много заблуждений о заповедниках и непонимания принципов работы и задач, стоящих перед особо охраняемыми территориями в России, нет поддержки. Поэтому мы захотели сформировать ее через наши фильмы, а для этого надо было выходить на другую аудиторию — семейную, детскую, поэтому надо было создать интересную историю, что мы, надеюсь, и сделали.
Фото: архив Дмитрия Шпиленка
— Сразу ли Вы планировали наблюдать за поведением лис или рассматривали возможность съемок других видов животных в дикой природе?
— Лисы — это самый харизматичный вид. С одной стороны, он хищник, с другой — жертва. Каждую секунду они живут на острие. Мы видели, какую угрозу для них представляют и рысь, и росомаха, и медведь, и орланы. Им приходится выживать без пропитания в тяжелейших условиях суровых зим тайги и тундры с циклонами, когда сильные ветры неделями не позволяют животным покинуть свои норы.
Фото: архив Дмитрия Шпиленка
— Что Вы думаете про лис, какие это животные?
— Прежде всего лисы хорошо просчитывают ситуацию, они пользуются свой скоростью и умом. Они очень хорошо обходят места, где водятся волки.
У лис есть вековые норы с шестью-семью выходами, где им не страшен медведь, потому что они могут спокойно уйти через любой выход. Попасться они могут в короткое время, когда у них достаточно беспомощные лисятки и периодически приходится менять норы. Когда они попадают в так называемые «норы-дневки», их может перехватить медведь, как произошло с семьей нашего главного героя. В остальное время в больших норах им опасаться нечего.
Лисы часто выживают благодаря смекалке. Так, мы не раз видели, как они крали рыбу у медведей. Медведь выходил из океана с пойманной горбушей в зубах, а лис в этот момент тихонечко подкрадывался сзади и кусал его. В этом момент медведь пугался, считая, что на него напал другой медведь, отпускал рыбу, оборачивался, а лис уже убегал с выхваченной рыбой. И эта смекалка характерна именно лисам. Три года мы наблюдали множество интересных случаев, связанных с ними.
Фото: архив Дмитрия Шпиленка
— Сколько лис обитает на территории Кроноцкого заповедника?
— В 2023 годы учеными было зафиксировано более 2300 особей.
— В чем заключаются главная сложность и главное преимущество съемок дикой природы?
— Представьте себе, что есть хорошая камера, оборудование и несколько съемочных команд, а вернуться они могут ни с чем. Это огромные риски и главная сложность. А преимущество заключатся в том, что можно рассказать великолепную историю, придумать которую нам не хватит фантазии.
— Использовались ли при съемках какие-либо особенные камеры, техника?
— Да, конечно! Мы использовали достаточно профессиональные фотоловушки, где ставили большие зеркальные камеры, которые можно было использовать в любое время суток, заряда батарей хватало на две недели. Мы сняли моменты, которые невозможно было бы увидеть, даже те, что раньше не видели ученые. Например, как лис в три часа ночи прогоняет медведя от норы — этот момент фильма не был придуман. Мы старались, чтобы не было инсценировок и «подстав», чтобы действительно понаблюдать за настоящей жизнью диких животных в диких условиях.
Фото: архив Дмитрия Шпиленка
— Как долго находились вдали от цивилизации, как справлялись с отсутствием общения?
— Я раньше работал в Кроноцком заповеднике в оперативной группе, и мы находились в более худших условиях, и все было хорошо.
— Что лично Вам дал этот опыт?
— Надо верить в себя как лис Ветер поверил в себя. Мы тоже два года были неудачниками и чувствовали, что не надо отчаиваться. Если бы на второй год мы сдались, то фильма не было бы. Но могло бы и на третий год не сложиться этой истории, и на четвертый. Надо стараться идти до конца и понимать, что не все всегда получается сразу и хорошо. Сейчас мы стартовали с новым проектом, тоже все непросто будет, конечно же, но мы верим, что все-таки дойдем до конца.
— Планируете ли Вы снимать продолжение истории про лиса Ветра?
— Я думаю, что не в ближайшие годы. Сейчас мы будем снимать историю про медвежью семью, где лисы будут уже не такими хорошими.